Политика  29 июня 2006 16:53:34

Автор: Сергей Аксененко

Как мы принимали Конституцию Украины (Воспоминания участника Конституционной ночи - к 10-летию Основного Закона)

Как мы принимали Конституцию Украины (Воспоминания участника Конституционной ночи - к 10-летию Основного Закона)

Утром 27 июня 1996 года напряжение в Парламенте достигло наивысшего накала. Ходили слухи, что сторонники Кучмы регистрироваться не будут, а значит, не удастся открыть пленарное заседание, Конституцию принять не получится и Парламент будет разогнан.

Регистрацию Сан Саныч Мороз всё же провёл, в то утро. Но боялся, что сей подвиг повторить, не сможет, и решил не искушать больше судьбу, повторными регистрациями. Решил вести заседание до упора - вот почему мы сидели всю ночь. Опасения спикера не были безосновательными - ряд кучмистов зарегистрировались из-за плохого руководства ими со стороны окружения Президента, по ошибке, и ещё раз "ошибаться" они бы не рискнули.

Вообще то живучесть всех наших парламентов, объясняется тем, что депутаты сильно ценят свой статус (депутатство нелегко добывается) - и в самый последний момент проявляют чудеса изобретательности, чтобы избежать разгона Верховной Рады.

Хотя мы (моя фракция) за Конституцию всё же не голосовали.

Зал Парламента и сам по себе, в спокойном состоянии имеет истерическую ауру - можно представить, во сколько раз она стала истеричнее в ту горячую ночь. После полуночи всё происходящее стало напоминать мне какой-то сумасшедший балаган. Было очень весело, но это было не здоровое, а какое-то ненормальное веселье.

Как мы принимали Конституцию Украины (Воспоминания участника Конституционной ночи - к 10-летию Основного Закона)

О конституционной ночи писалось много, поэтому остановлюсь на том, что касается меня.

Я не отвечал за Конституцию (этим занимался мой коллега Михаил Сирота).

В Парламенте второго созыва я отвечал за электронные СМИ - то есть за телевидение, радиовещание и, зарождающийся тогда, интернет Украины и возглавлял соответствующий подкомитет (до конституционной ночи подкомитеты назывались подкомиссиями). Поэтому той ночью меня, прежде всего, интересовали вопросы, связанные с ТВ и РВ. Ещё бы - за два предыдущих года нам удалось провести ряд законов и постановлений, целью которых было не дать окружению Кучмы монополизировать телерадиоэфир. Несколько раз мы отменяли президентское вето, что требует куда больше голосов, чем простое проведение закона. И вот из-за одного, не так записанного в Конституции слова, вся работа может пойти насмарку. Разумеется, я не оставлял без внимания и другие темы, которые тогда раздирали зал - статус языка или Крыма - но за телерадиоэфир чувствовал всё же не консолидированную, а персональную ответственность.

Для того, что бы лучше понять всю подоплёку надо остановиться на том, что собой представляло телевидение и радиовещание Украины в середине 90-тых годов прошлого века. Тогда было самое бурное время - шёл большой делёж каналов вещания, начиная от общенациональных и заканчивая местными. А количество каналов (особенно до появления цифрового ТВ) - резко ограничено самой природой. Тогда же шёл и другой процесс - исполнительная власть - на всех уровнях - хотела поставить телерадиоэфир под свой контроль. Сейчас основные каналы уже имеют своих собственников, и всё успокоилось - а тогда шли стенка на стенку - ведь под ногами "валялся" ресурс стоимостью в миллиарды долларов, не говоря о политической составляющей.

Для того, что бы воспрепятствовать криминализации телерадиоинформационного пространства и ввести процесс распределения частот в законодательное русло, Парламент в конце 1995-го года создал Временную следственную комиссию по изучению ситуации в телерадиоинформационном пространстве Украины. Комиссия имела самые широкие полномочия - начиная от изъятия любых документов и допросов должностных лиц и, заканчивая возможностью задействования разных органов власти, типа Глав КРУ, СБУ и Прокуратуры. Я стал председателем этой комиссии. И что бы нас не обвинили в политизации - заместителями председателя избрали представителей противоположных политических сил. От востока Украины замом стал борец за права русского языка - депутат от Харькова Володя Алексеев. От запада Украины - известный борец за независимость Украины - Левко Григорьевич Лукьяненко - в советских тюрьмах он провёл более четверти века, почти столько же, сколько мне было на момент избрания в Парламент. Другие депутаты, вошедшие в комиссию - тоже были членами разных, порой соперничающих, партий. Но, несмотря на то, что мы представляли полярные политические силы - разногласий во время работы в комиссии между нами не было.

Зато было другое - было резкое сопротивление со стороны исполнительной власти. И хотя в начале работы комиссии Леонид Кучма пообещал мне, что он поможет выявлять тех, кто разворовывает эфир - уже несколько дней спустя из комиссии откомандировали присланного нам в помощь полковника СБУ, замедлилась работа представителя прокуратуры, а Глав КРУ провело проверку телерадиокомпаний гораздо позже, чем нам обещали. Кучме этого показалось мало, и он стал выступать против комиссии публично, после каждого такого выступления министры и губернаторы чувствовали, что если нам не помогать - ничего плохого с ними не случиться - и препятствовали работе.

Но несмотря ни на что мы всё же довели дело до конца и в понедельник - 13 мая 1996 года (незадолго до принятия Конституции) Парламент заслушал доклад комиссии - где персонально указывалось, кто и на сколько миллионов долларов обеднил Украину при дележе эфира. Верховна Рада (тогда - до принятия Конституции название Парламента ещё можно было переводить - Верховный Совет) приняла предложенное комиссией постановление из 13-ти пунктов. Среди прочего было выражено недоверие председателю Гостелерадио Украины Кулику и президенту Национальной телекомпании Савенко. Национальный совет Украины по ТВ и РВ не тронули, лишь слегка пожурили, но запретили ему распределять общенациональные каналы до особого распоряжения.

Исполнительная власть в нарушение всех законов не только не выполнила распоряжений законодательной - через пару дней после моего доклада была отключена прямая радиотрансляция заседаний Парламента (во время перестройки такую трансляцию считали залогом свободы слова). Верховна Раду стали ещё сильнее оплёвывать в СМИ, а её заседания комментировали её же враги - и это безобразие продолжалось, по сути, до конца правления Кучмы.

Вот какая обстановка к моменту принятия Конституции сложилась в той отрасли за которую я тогда отвечал. Мы, естественно подготовили ряд предложений в проект Конституции. Предложения эти должны были обеспечить механизм защиты свободы слова в электронных СМИ. Но не всё прошло через сито кучмистов в конституционной комиссии, и многие вещи приходилось вбрасывать в зал спонтанно - уже во время голосования конституционной ночи. Это породило ряд нелепых несуразностей, которые живы в нашем законодательстве и сейчас.

После бурно проведенной ночи мы вышли на солнышко.
После бурно проведенной ночи мы вышли на солнышко.

Так, например, в постановлении от 13 мая Верховна Рада считала необходимым ликвидировать Гостелерадио, как лишнюю надстройку над Национальными теле- и радио - компаниями. И во время конституционной ночи мы с Володей Алексеевым пытались провести схему, по которой руководители Национальных теле- и радио - компаний назначались бы Президентом, но только с согласия Верховной Рады (эту схему и по сей день депутаты, внедрять пытаются). Однако Сан Саныч в общем, гаме - наших предложений не услышал и Верховна Рада начала рассматривать другие пункты. Тогда мы задействовали запасной вариант, и внесли предложение, что бы согласие Верховной Рады требовалось хотя бы при назначении Президентом председателя Государственного комитета по телевидению и радиовещанию. Это предложение прошло (председатель Гостелерадио фигурирует в Конституции в одном пункте с председателями Антимонопольного комитета и Фонда госимущества). Таким образом, мы увековечили структуру, которую до того сами пытались ликвидировать. Позже Кучма расширил права Гостелерадио, назвав его Комитетом по информационной политике, телевидению и радиовещанию и поручил этому комитету руководство ещё и печатными СМИ. Ряд депутатов посчитали это незаконным, и Конституционный суд вернул Комитету старое, прописанное в Основном Законе название, но новые функции у него не забрали. И до прошлого года у нас в стране была нелепая ситуация по которой печатными СМИ "опікувалось" Гостелерадио (свой журнал "Время Z" мне пришлось регистрировать именно в Гостелерадио). Помаранчевая власть в прошлом году хотела сместить Ивана Чижа с поста председателя Гостелерадио - но Президент этого сделать не смог - Парламент согласия не дал. Вот до чего доводит иногда сильный гам в сессионном зале, особенно в конституционную ночь. В связи с тем, что я знаю ситуацию изнутри, я немало повеселился, когда читал глубокомысленные комментарии юристов, в которых они объясняли, почему законодатель из десятков других государственных комитетов выделил именно Гостелерадио - на самом деле всё было не так, всё произошло спонтанно.

Под красной стрелкой - автор статьи.
Под красной стрелкой - автор статьи.

Не лучше получилось и с высшим органом в телерадиовещании - Национальным советом Украины по телевидению и радиовещанию. Из-за того, что Нацсовет тогда назначался Парламентом (причем половину членов предлагал Президент, половину Спикер Парламента) - Кучма хотел ликвидировать Нацсовет. Мы об этом знали, но считали, что назначаемый Парламентом чиновник - независимее и ответственнее президентского клерка и решили Нацсовет сохранить. Тем более, что идею Нацсовета и структуру этого органа мы позаимствовали из опыта стран развитой демократии. Что бы не дать Кучме повода для ликвидации Нацсовета, как органа 13.05.96. мы не отправили его членов в отставку (а было за что) - мы их лишь слегка "пожурили" - я писал об этом выше. Надо сказать, что ещё не было закона о Нацсовете - его мы приняли годом позже, действовало только положение, которое мы приняли в 1994 году, и было ясно, что если идея Нацсовета не будет прописана в Конституции - дни его сочтены. Нацсовет в Конституцию попал, но из-за общей атмосферы зала выписать предыдущую сложную процедуру не удалось - вышло проще - половину членов назначает Парламент, половину - Президент, которому в отличии от того, что было раньше - согласия Верховной Рады при назначении своей "четвёрки" не требовалось - но и это была уже победа - Нацсовет стал конституционным органом по статусу выше любого министерства.

Из-за шума в зале получился один забавный казус - Мороз не услышал слова "снятие" и получилось, что по Конституции членов Национального совета и Президент и Парламент могут только назначить - а снять с поста их никто не может. То есть они резко выделились из состава других высших должностных лиц (таких, как Генпрокурор, председатель Гостелерадио, Председатель Нацбанка, Уполномоченный по правам человека и т. д. и т. п.) и стали иметь в отношении отставки тот же статус, что и члены Конституционного суда - которых можно только назначить, но снять до окончания их полномочий нельзя. Но по отношению к членам Конституционного суда законодатель так сделал специально - этот суд может отменять как законы Верховной Рады, так и указы Президента и в этом отношении Конституционный суд выше и Парламента и Президента - с целью обеспечения независимости судей их смещать запретили. Нацсовет же должен проводить политику Парламента и Президента - исходя из этого, делать членов Нацсовета не смещаемыми глупо - но Основной Закон страны их сделал таковыми. Кстати, когда я писал эту статью и заглянул в текст принятой нами Конституции - заметил одну уж совсем полную несуразность. Касается она Нацбанка - Председателя сего почтенного органа можно назначать и снимать, половину членов совета Нацбанка, которую утверждает Парламент тоже можно назначить и снять, а вот другую половину, которую Президент назначает - снять нельзя, можно только назначить. Мне кажется, что такая запись возникла по тем же причинам, о которых я говорил выше - по причинам истеричного беспорядка в зале. Хотя может, меня поправят коллеги, которые вели в Парламенте тогда банковские дела, может в этой нелепости есть какой-то потаённый глубокий смысл? Если поправят - спорить не буду, но что касается, моих телевизионных дел всё произошло так, как я описал - из-за того, что вопросы вносились спонтанно, среди шума и гама.

Кстати после своего депутатства я на своей шкуре убедился, что Конституция и Законы у нас не работают - когда в 1999 году Парламент назначил меня членом Нацсовета по ТВ и РВ (в составе парламентской четвёрки) - Кучма своей четвёрки не назначил, что бы лишить Нацсовет кворума во время президентских выборов. Через год кучмовская "більшість" в Парламенте с пятой попытки отправила меня в отставку. Мы (через Народных депутатов которые не входили в "більшість" ) подали жалобу в Конституционный суд, а он "замурыжил" дело (об этом всём см. подробнее мою статью на Хайвее - "О ситуации вокруг Национального совета Украины по телевидению и радиовещанию" - http://highway.com.ua/art.php?id=9188 )

Чем закончилась конституционная ночь хорошо известно - под утро пришёл Кучма и, на радостях сказал примерно следующее - раз Конституция принята Парламентом, значит - референдум не нужен. Давайте отметим принятие Конституции и пропьём в парламентском буфете деньги запланированные на референдум. Потом пообещал наградить нас всех орденами - орденами он не ордена называл - полноценных орденов в Украине не было тогда (по-моему, и сейчас нет) - была "відзнака Президента України " орден .........." - там, где точки надо вписать название соответствующей "відзнаки". Мы от наград отказались. Осталось лишь фото на память.

Прошло десять лет.

Под куполом в Парламенте снова кипят те же нешуточные страсти. Телевидение вновь становиться объектом борьбы разных политических сил. Народ так же безмолвствует, а Конституция соблюдается только на бумаге.

28.06.2006

Количество просмотров: 2403
delete
Сергей Аксененко, Киев, свободный журналист "ХайВей" 
Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Зарегистрироваться
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +0
Всего комментариев: 5, Всего рецензий: 0
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

||

Рецензии

||

Комментарии

Денис Куклин Харьков
+0 | -0
Да, интересный угол зрения... 5 с минусом. Минус -- за технические ошибки в тексте. Видать, спешили.
Согласен? + -
17:51 29/06/06
Марія
+0 | -0
стаття супер! дякую Вам!
Согласен? + -
23:06 29/06/06
+0 | -0

Да, все правильно. Работа интересная

Согласен? + -
23:22 29/06/06
Всем спасибо за высокую оценку моей стаьи.
Согласен? + -
12:58 03/07/06
5+
Согласен? + -
00:11 30/06/06
Напишите, пожалуйста, нам, если Вы считаете, что это - плагиат
Это плагиат!

Live

42 сек. назад

Лівша комментирует рецензию на публикацию Очередное скотство от «аппозиции»

2 мин. назад

Константин Руднев комментирует рецензию на публикацию Очередное скотство от «аппозиции»

3 мин. назад

Земляк комментирует рецензию на публикацию Очередное скотство от «аппозиции»

4 мин. назад

Константин Руднев комментирует рецензию на публикацию Очередное скотство от «аппозиции»

12 мин. назад

Константин Руднев пишет рецензию на публикацию Заявка на відвідування БАНу. Чи 6-ї палати?

15 мин. назад

Роман Биневский комментирует материал Как найти любимого человека

16 мин. назад

Зурла Лоци комментирует материал Спасение человечества

24 мин. назад

Лівша комментирует рецензию на публикацию Очередное скотство от «аппозиции»

28 мин. назад

Зурла Лоци комментирует материал Про украинскую политику (парадоксальное
)

30 мин. назад

Джемма комментирует материал Спасение человечества

32 мин. назад

Зурла Лоци комментирует рецензию на публикацию Несоответствие в природе

35 мин. назад

mamasita комментирует материал Симфония Одиночества...

38 мин. назад

mamasita рекомендует материал Симфония Одиночества...

38 мин. назад

Константин Руднев комментирует рецензию на публикацию Очередное скотство от «аппозиции»

40 мин. назад

Зурла Лоци комментирует материал Позвони мне из юности...

41 мин. назад

Татьяна Васильевна Морозова рекомендует материал Русский язык - спасение для мови.

41 мин. назад

Зурла Лоци комментирует материал Спасение человечества

42 мин. назад

Татьяна Васильевна Морозова пишет рецензию на публикацию Русский язык - спасение для мови.

44 мин. назад

Константин Руднев комментирует материал Очередное скотство от «аппозиции»

44 мин. назад

Володимир Бровко рекомендует материал Заявка на відвідування БАНу. Чи 6-ї палати?

44 мин. назад

Володимир Бровко пишет рецензию на публикацию Заявка на відвідування БАНу. Чи 6-ї палати?

46 мин. назад

Константин Руднев комментирует рецензию на публикацию Очередное скотство от «аппозиции»

46 мин. назад

Джемма рекомендует материал Спасение человечества

 

Портал гражданской журналистики. Интернет-издание ХайВей. Портал громадянської журналістики. Інтернет-видання ХайВей.

Усі права застережно © 2005-2012 ХайВей.

Передрук матеріалів дозволяється з посиланням на ХайВей.

ХайВей не несе вiдповiдальностi за матерiали, опублiкованi журналiстами видання.

Матеріали рубрик БІзнес повідомляє та Світ політики публікуються на правах реклами. ХайВей не несе відповідальностІ за їхній зміст.

i.ua Rambler's Top100 bigmir)net TOP 100