О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Культура  28 сентября 2008 10:12:55

Борщ - всему голова!

Споры о том, кому принадлежит заслуга изобретения борща не утихают по сей день. Украинцы считают борщ своим национальным блюдом, однако, точно так же думают поляки, россияне, литовцы и румыны. У каждого народа свои тонкости и особенности приготовления этого блюда. Четких общепринятых канонов приготовления борща нет, каждый народ вносил в рецепт что-то свое. Тем не менее уже не одну сотню лет борщ был и остается самым популярным блюдом в странах СНГ.

Борщ - всему голова!

 

Что же так манит нас в борще? Палитра вкусов, стопроцентная сытость или этот глубокий красный цвет? Цвет борща напоминает цвет крови, цвет Матери Земли, а красный цвет всегда являлся для славян священным и праздничным. Кстати, кулинары советуют, чтобы цвет борща был насыщенным, ни в коем случае не жарить свеклу, а кидать ее в бульон сырой перед началом закладки других овощей.

 

В Польше «борщак» впервые появился в 18 веке, а на Украине он известен с 14 – 15 веков. Именно борщ был излюбленным блюдом Николая Гоголя, Екатерины Второй, Александра Второго и многих других небезыствестных нам исторических личностей. С борщем связано много поверий и народных примет. Например, считалось, что с паром от борща отлетает душа покойника. Поэтому борщ был традиционным блюдом на поминках. Однако,не менее традиционным был борщ и на праздничных, свадебных столах. В принципе, можно с уверенностью сказать, что история борща неотрывно связана с историей и культурой славян.

Старый рецепт борща включает в себя свеклу, в народе просто – буряк, кислую капусту, грудинку и старое сало. Именно по такому рецепту готовили борщ наши прадеды. Позже рецепт борща бесчисленно количество раз модифицировался. Изначально считалось, что борщ должен быть в меру кислым, нынче же в большинство кулинаров, наоборот, добавляют в борщ сахар.

 

Борщ назвали в честь ухи

 

Принято считать, что первый в истории борщ был сварен казаками во время взятия Азовской крепости турецкого хана. Казаки во время осады оказались в стесненных условиях, точнее – без провизии. А голод-то, как известно не тетка, и брал свое. Догадливые молодцы, долго не думая, взяли все, что было из съестного и сварили. Всем казакам очень понравилось новое блюдо. И придумали они ему название – борщ. Просто переставили буквы из названия ухи «Щерба». Казаки до сих пор считают себя "родителями" борща.

- Казачий борщ готовится на очень наваристом бульоне, - рассказывает шеф-повар ресторана "Мельница" Екатерина Щербак. – Он должен быть таким густым, чтобы ложка в тарелке стояла. Добиться такого результа просто, нужно объем продуктов, указанных в рецепте приготовления борща, увеличить ровно в полтора раза. Кстати, кубанский борщ тоже очень густое блюдо. Настоящий кубанский борщ готовится по тому же принципу, что и украинский. Но, в зажарку обязательно добавляют три мелконарезанных болгарских перца, а перед тем как убрать кастрюлю с плиты, в борщ кидают стручок горького перца – "огонька".  

Борщ - любимое лакомство славян
Борщ - любимое лакомство славян

Другая версия происхождения названия борща - от названия растения борщевика. Именно на основе борщевика крестьяне готовили "красную похлебку", лишь гораздо позже, в 18 веке, в борщ стали добавлять свеклу.

Тем не менее, я думаю, что большинство любителей вкусно поесть, история блюда заботит не очень, гораздо больше тревожит его вкус. Сегодня насчитывается более сотни различных видов борща, с ярчайшей гаммой вкусов. Если в Смоленске вам предложат отведать обычный борщ, разве что со шкварками, то в Варшаве в тарелке подадут кефир и зеленью, свеклой и горячей отварной картошечкой, - это один из видов борща по-польски.

- На сегодняшний день борщ является самым популярным  блюдом в Украине, - продолжает рассках Е. Щербак. - Практически в каждом заведении общественного питания вам предложат несколько его видов. По-прежнему самым популярным остается борщ по-украински с толченным салом и пампушками с чесночком.

Несколько рецептов вскусного борща от Екаттерины Щербак:

Стандартные ингридиенты для борща
Стандартные ингридиенты для борща

Борщ литовский

 

Состав:

Мясной бульон - 250 г,

свекла - 90 г,

морковь - 20 г,

лимонная кислота,

репчатый лук - 20 г,

лавровый лист,

душистый перец,

картофель - 75 г,

сливочное масло - 10 г,

пшеничная мука - 5 г,

сахар - 5 г,

соль,

щавель - 40 г,

говядина - 55 г,

сосиски или ветчина - 25 г,

сметана - 30 г,

залень - 5 г.

 

Способ приготовления:

Свеклу, морковь, белые коренья нарезать соломкой и припустить в снятом с бульона жире, добавив лимонную кислоту. Затем в овощи ввести пассерованные лук, морковь и сельдерей, а также лавровый лист и душистый перец.В кипящий бульон положить крупно нарезанный картофель, через 10 минут - тушеные овощи. Прокипятив, заправить борщ пассерованной в сливочном масле мукой, сахаром, солью. После этого ввести шинкованный щавель и довести до готовности.Свеклу ( 50 г ) измельчить на терке, прокипятить в небольшом количестве бульона с солью и лимонной кислотой; жидкость отцедить и влить в борщ.При подаче к столу в тарелку положить отварную говядину, сосиски или ветчину, сметану, рубленую зелень.

 

 

Борщ с гренками

 

Состав:

Мясной бульон - 200 г,

свекла - 80 г,

морковь - 20 г,

белые коренья - 20 г,

лимонная кислота,

томат - 10 г,

соль,

репчатый лук - 20 г,

сливочное масло - 10 г,

лавровый лист,

душистый перец,

белокочанная капуста - 80 г,

картофель - 45 г,

пшеничная мука - 5 г,

сахар - 5 г,

говядина ( грудинка ) - 55 г,

сосиски - 30 г,

сметана - 30 г,

зелень - 5 г,

ржаной хлеб - 50 г.

 

Способ приготовления:

Свеклу, морковь, белые коренья нарезать ромбиками и припустить в снятом с бульона жире, добавив лимонную кислоту, томат и соль. Ввести пассерованный в сливочном масле репчатый лук, лавровый лист, душистый перец.В кипящий бульон положить капусту, нарезанную шашками, и ломтики картофеля. Довести до кипения, добавить тушеные овощи, ещё раз прокипятить. Заправить пассерованной мукой, сахаром, солью.При подаче к стоу в тарелку положить отварную говядину, ломтики сосисок, сметану, зелень. К борщу подать подсушенные в духовке ломтики хлеба или рассыпчатую гречневую кашу.

 

Борщ с черносливом

Состав:

чернослив - 90 г

грибы белые сушеные - 25 г

свекла - 300 г

капуста - 180 г

морковь - 60 г

петрушка - 15 г

лук репчатый - 1 шт

томат-пюре - 50 г

мука - 15 г

маргарин столовый - 30 г

сахар - 15 г

уксус 3%-ный - 25 г

сметана - 30 г

лавровый лист - по вкусу

перец, гвоздика - по вкусу

 

Способ приготовления:

Овощи нарезать соломкой. Промытый чернослив положить в грибной бульон вместе с подготовленной свеклой и варить борщ обычным способом.

Если борщ готовят в большом количестве, то для правильного распределения на порции чернослив сварить отдельно, а отвар влить в борщ.

Вареные грибы нашинковать и вместе со специями (лавровый лист, перец 2-3 шт. гвоздики на 10 порций) добавить в борщ.

Подавать борщ с черносливом, сметаной и зеленью.

 

Борщ полтавский с галушками

 

Состав:

гусь или курица - 150 г

свекла - 120 г

капуста свежая - 160 г

картофель - 140 г

морковь - 20 г

корень петрушки - 10 г

лук репчатый - 30 г

сало-шпик - 10 г

сало свиное топленое - 10 г

томат-пюре - 20 г

сахар - 10 г

уксус 3%-ный - 10 г

сметана - 30 г

лавровый лист - по вкусу

зелень укропа или петрушки - по вкусу

соль

для галушек:

мука пшеничная или гречневая - 60 г

яйцо - 1/2 шт

вода или бульон - 100 г

Способ приготовления:

Борщ готовить на бульоне из курицы или гуся.

Свеклу, коренья и репчатый лук нарезать ломтиками и готовить так же, как для украинского борща.

В процеженный кипящий бульон положить нарезанный кубиками картофель, шинкованую капусту и варить 10-15 минут, затем добавить свеклу с луком и кореньями, варить до готовности, снять с огня и дать настояться в течение 15-20 минут.

Для приготовления галушек в кипящую воду всыпать третью часть муки, хорошо размешать и снять с огня.

После охлаждения добавить в тесто яйца, оставшуюся муку, хорошо перемешать, а затем столовой ложкой набирать тесто, опускать в кипящую подсоленную воду и варить до готовности.

При подаче в тарелку кладут галушки, сметану, зелень петрушки.

 

 

P.S.:  Говорят, что сытый человек всегда добрее голодного. Если б наши политики проводили переговоры за тарелочкой горячего наваристого борща, наверное, международных конфликтов было бы гораздо меньше.

 

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 7525
Фото: Интернет
delete
Юлианна Вайновски
Юлианна Вайновски, Евпатория, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +10
Всего комментариев: 47, Всего рецензий: 17
Читайте также

Ілон Маск показав безпілотний електробус для тунелів (фото)Ілон Маск показав безпілотний електробус для тунелів (фото)

Ілон Маск презентував безпілотний електричний автобус, призначений для руху підземними тунелями зі швидкістю до 200 км/год. ...

ЗМІ назвали кількість українців, що сплачують податки у ПольщіЗМІ назвали кількість українців, що сплачують податки у Польщі

У Польщі податки в Управління соціального страхування (ZUS) у першому кварталі цього року платили понад 330 тис. іноземців, з яких 227 тисяч є українц ...

НКРЭКУ утвердила новый порядок для тарифов на теплоНКРЭКУ утвердила новый порядок для тарифов на тепло

Национальная комиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) одобрила проекты решений о порядках и процедурах формирования тарифов ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

12:09 28/09/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Тетяна Крупа Харьков
Отличная статья. Я бы добавила, что Тернопольщине (г. Борщив) проходит фестиваль борща :)))
Спасибо. Хотела добавить об этом фестивале, но насобирала слишком мало информации о нем, а сама там ни разу не была... ‘sad‘ Но думаю, тему борща досконально я не раскрыла, и скоро напишу продолжение. Может быть и историю Борщива туда аккуратно вплету.
12:22 28/09/08
да поработайте побольше - тема богатая
16:32 28/09/08
А это как затравочка: тема-то богатая, но вот интересна ли читателю? Как выяснилось, интересная. Будем продолжать. ‘smile‘
17:16 28/09/08
12:24 28/09/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Информативно и красиво. Прочитала с удовольствием.
Всякое блюдо нужно готовить с любовью.
Чувствуется, что эта статья так и написана - с любовью.
Благодарю. ‘smile‘ Действительно, любое блюдо нужно готовить с любовью, тогда оно непременно получится самым вкусным.
12:30 28/09/08
14:46 28/09/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Марія Солтис Кузнецовск
Смачно, аж і самій борщика захотілось.
Спасибо. Я вот сама написала эту статью и пошла готовить борщ ‘smile‘
14:48 28/09/08
16:06 28/09/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Какие бы точные рецепты не были - две хозяйки никогда не приготовят двух одинаковых борщей! Это аномалия этого блюда!
Спасибо ‘smile‘
16:15 28/09/08
Ну так! Пане Олександре! Навіть одна господарка за різні сорти буряків, картоплі вже має різний борщ! Навіть класти в киплячу, а чи в холодну воду - вже різний навар! Я, наприклад, додаю гірчицю з хроном - хай ломають гості голову, чому у них опісля вдома не виходить борщ за тим же рецептом, як у мене... ‘LOL‘ Навіть сіль "екстрав" чи "кам"яна" - міняє смак... ‘smile‘
23:15 29/09/08
16:28 28/09/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Дмитрий Шилин Запорожье
По-моему, повар - самая сложная профессия. А кулинария - такое же занятие.
А еще написать так подробно - выложить на тарелочке-на блюдечке все изумленному читателю, а потом просто так сказать: вот, мол, написала эту статью (изучайте) и пошла готовить борщ.
Перед автором, который знает то, о чем пишет, преклоняюсь. Это вам не интервью на диктофон записать.
Спасибо, Дмитрий. Лестно. А борщ я, кстати, уже приготовила ‘wink‘ Приглашаю...
17:15 28/09/08
17:46 28/09/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Кстати, я тоже одно время занимался поворским делом. Могу похвастать - обошлось без летальных исходов :-))
Рахмет, Кайрат ‘smile‘
Вы, как я погляжу, на все руки мастер ‘smile‘
18:57 28/09/08
20:04 28/09/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Масяня Рига
Возьму в библиотеку.
замечание:
"в Варшаве в тарелке подадут кефир и зеленью, свеклой и горячей отварной картошечкой, - это один из видов борща по-польски."
Это не борщ - это хладник, о борщ в Польше подают в кружках как чай - один бульон.
Мы наверное с вами просто в разных ресторанах кушали ‘smile‘ Нам кефир со свеклой как борщ позиционировали, а вам в кружке бульон преподносили.. Ох, уж эти поляки ‘LOL‘
21:46 28/09/08
Мы наверное с вами просто в разных ресторанах кушали ‘smile‘ Нам кефир со свеклой как борщ позиционировали, а вам в кружке бульон преподносили.. Ох, уж эти поляки ‘LOL‘
21:47 28/09/08
Извините за дубль.
21:50 28/09/08
Масяня Рига
Я с первого раза тоже поняла! ‘LOL‘
Просто я в Польше...регулярно кушаю! ‘wink‘
22:09 28/09/08
Ну что ж делать. Я в Польшу на завтрак не езжу ‘confused‘
07:38 29/09/08
Масяня Рига
Я тоже, просто, чтобы куда-то въехать из нашей страны, обязательно пересекаешь Польшу, а по дороге кушаешь... ‘wink‘
а ваши рецепты очень вкусные - я их уже маме подсунула!
14:39 29/09/08
20:14 28/09/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Интересно почему, так называемый, зелёный борщ причисляют именно к борщам, а не к супам?
Порадовали интересными рецептами и красивым оформлением!
По традиции в зеленый борщ ОБЯЗАТЕЛЬНО добавляют буряк(борщевик).
Это потом он трансфрмировался, как и русские щи. ‘smile‘
21:21 28/09/08
Мы наверное с вами просто в разных ресторанах кушали ‘smile‘ Нам кефир со свеклой как борщ позиционировали, а вам в кружке бульон преподносили.. Ох, уж эти поляки ‘LOL‘
21:47 28/09/08
Спасибо Вам, Наталья. ‘smile‘
21:50 28/09/08
20:27 28/09/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Посидишь тут, с Вами на диете! Аппетит разыгрался.
Хорошая диета - кушать все, что душа желает, но в умеренных количествах. ‘smile‘ Спасибо.
21:55 28/09/08
21:22 28/09/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
интересно и вкусно...Заинтересовал борщ с черносливом. Должно быть очень оригинально.
Спасибо ‘smile‘ А вы попробуйте приготовить - и сами оцените ‘wink‘
21:56 28/09/08
03:59 29/09/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
viktor trigub Киев
Смачно написано! Хоча, про борщ якось логічніше українською мовою писати...
Спасибо, Виктор. Мой родной язык русский и живу я в русскоязычном регионе, поэтому все мои статьи на русском ‘smile‘
07:39 29/09/08
12:10 29/09/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Борщ с черносливом действительно должен быть королём всех борщей; жалко только, что его произнести в стихотворении будет трудно... :-)
Благодарю ‘smile‘
15:02 29/09/08
17:50 29/09/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
мабуть зараз треба і самому борща наварити...
Спасибо, Сергей. ‘smile‘
18:02 29/09/08
Извините, опять комментари путаются. Адресовала этот коммент Сергею Даниленко, а он под вами оказался. Извините.
А почему бы и нет? Готовка борща по-моему интересное, а главное -вкусное занятие.
18:05 29/09/08
23:20 29/09/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Marchuk Nadia Чернигов
Спасибо
07:29 30/09/08
07:41 30/09/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
lavra Киев
Добра й ситна стаття.
я буряк завжди варю,він дає колір і щей корисний для здоров"я.взагалі готовлю різними способами.
Спасибо Вам ‘smile‘
07:54 30/09/08
09:52 27/10/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Скіф Донецк
вкусно
22:05 29/10/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Может хоть с помощью ХВ научусь борщ варить? Если серьезно - очень своевременная и полезная публикация. Спасибо. Правда, вывод несколько смутил:"Говорят, что сытый человек всегда добрее голодного. Если б наши политики проводили переговоры за тарелочкой горячего наваристого борща, наверное, международных конфликтов было бы гораздо меньше". У них своя "кухня"...
Спасибо ‘smile‘
08:28 30/10/08

Комментарии

Не менше смакота - зелений борщ! А щодо того, щоби класти буряка сирим, а мне смажити попередньо, то маю пояснення до молодих домогосподарок. А так! Є різниця в смаку нававару, якщо класти сирим а чи попередньо трохи підсмаженим. Якщо картоплю кините в киплячу воду, то це один смак - саме картоплі. Якщо ж покласти картоплю в холодну воду і варити - буде гарний навар, але картопля втратить свій смак. Справа в тому (а це стосується не тільки картоплі) - що коли кидаємо щось в киплячу воду, то м"ясо, картопля, буряк, моркіав тощо, наприклад, відразу створюєься немовби оболонка, яка хоч-як, хоч щось зерігає смак і сік середини. Тому, коли варите супи чи борщі маєте аж різний смак від того - чи сирим, чи підсмаженим кладете, чи в киплячу воду, чи в холодну. Тепер про оцт, лимонну кислоту тощо. Але спочатку трохи про інше. Якщо до заварки чорного чаю додати 15-20 крупиночок харчової соди, то вона як каталізатор вибере з чаю вдвічі більше "навару". Самої соди Ви не відчуєте. Отак діє і кислота, квашена капуста - вони "висмокиують" сік і фарбу зі буряка, моркви. Олія, наприклад, витягує сік з моркви і тому надає сильнішого померанчового кольору. Але! Ні в якому разі не можна варити картоплю з кислим. Картопля залишиться твердою. Ось чому, я, наприклад, готую борщі (зелений, червоний) в "трьох окремих водах": м"ясний навар, картопляний навар, все інше - потім зливаю оті три навари в одну каструлю. Смачного!
12:11 28/09/08
Вот насчет кислоты и картофеля вы абсолютно правы! ‘smile‘ Если зажарку с томатом положить в бульон вместе с картофелем, картофель выйдет очень твердый, и я бы даже сказала, полусырой. Приятно, что борщи умеют готовить не только женщины, но и мужчины. ‘best‘ Богата славянская земля талантами.
12:27 28/09/08
А я українець. Русич - оте... І гадав, що борщі - винахід суто русичів. Борщ - це як "вимушена" юха бідних сільчан робилася з рослин власних городів і лану... ‘dknown‘ Це і треба було знайти-підібрати такий "букет" рослин, щоби борщ був їстивний. ‘smile‘
15:13 28/09/08
верно! чувствуется Мастер! ‘smile‘
16:29 28/09/08
Тетяна Крупа Харьков
Рекомендує цей матеріал
Чому? Борщ - это вкусно и полезно :)))
12:38 28/09/08
Спасибо за рекомендацию ‘smile‘
12:39 28/09/08
Рекомендує цей матеріал
13:32 28/09/08
Спасибо ‘smile‘
14:48 28/09/08
Цікава стаття, особливо про історію борща. Дійсно, що його варять у різних місцевостях по-своєму. Для мене квасоля являється однією із основних у цій страві, а у Вашому рецепті про неї не згадується. Усі овочі кидаю у киплячу воду, буряк тоді не почорніє, а інші овочі збережуть свій смак.
‘bravo‘
15:19 28/09/08
Спасибо. Видите как: "сколько людей столько и борщей" ‘smile‘ Название одно и тоже, а содержание разное. Я например, предпочитаю кубанский борщ, густой, наваристый и с перчиком, хотя не чураюсь флотским борщом тоже. Это борщ с фасолью, фрикадельками и капустой "шашечками", а вот муж любит исключительно украинский борщ с салом.
15:23 28/09/08
І, мабуті, - зі старим салом? Товчене зі часником кладуть у борщ... ‘confused‘
23:05 29/09/08
без фасоли - это не борщ, а одно название
16:31 28/09/08
А я категорично проти квасолі в борщу! Ще й горох туди спробували б... Квасоля та горох - це один клас - бобові! Ні! Їсти можна - а так! Але це вже не той борщ... ‘confused‘
23:07 29/09/08
Вот Вы и не правы!
11:21 30/09/08
Це як - я не правий??????????? Це я можу бути не правий? ‘cool‘
12:13 30/09/08
Павел, но не забывайте, что на вкус и цвет товарищей нет. Я, например, тоже в обычный борщ фасоль не ложу. Предпочитаю видеть фасоль только в лобио, винегрете и фасолевом супе.
17:16 30/09/08
Рекомендує цей матеріал
Чому? Борщ и в моей семье любят . А приготовленный в кастрюле фирмы "I cook", он вообще вне конкуренцее!!
15:56 28/09/08
Спасибо за рекомендацию. Приятно. ‘smile‘
А что это за волшебная кастрюля "I cook"? Просвятите. Я может тоже себе такую хочу ‘smile‘
15:59 28/09/08
Два годаназад я занималась Емвеем, прекрасная продукция . Я до сих пор пользуюсь всей ее продукцией и кастрюлями тоже, но из сетевого маркетинга ушла. Был момент в жизни, когда я сломалась, не до Емвея было. Но продукции верна по сей день
16:04 28/09/08
Невольная реклама ‘smile‘
16:09 28/09/08
дорогая Катерина! В чугунке самый лучший борщ! В печи!
16:32 28/09/08
Весь прикол в том, что в моей кастрюле, эффект русской печи! ‘wink‘
17:17 28/09/08
А ось і ні! В глиняному горшечку - ото борщ! То правда, що мова іде на дві порції. ‘confused‘
23:08 29/09/08
Рекомендує цей матеріал
Чому? Затронута интересная тема, но толком не раскрыта... Ни секретов приготовления, ни рецептов, и история блюда куцая... Один секрет о борще, который варят в Киевской области раскрою - картошки кладите поменьше, а фасольки побольше. Фасоль даёт свой навар и вкус.
16:28 28/09/08
Спасибо за рекомендацию Павел. В чем-то в правы, история безусловно коротка, но и расписывать ее детально на 6 листов не хотелось - мало кто прочтет. Так в кратце. Как говорится, хорошего, по-немножку. ‘smile‘
17:14 28/09/08
пусть так
17:50 28/09/08
в любом случае тема интересная... постарайтесь раскрыть, раз взялись... раньше (1000 лет назад), говорят борщевик на свекольном квасе варили...
17:51 28/09/08
Все может быть
18:56 28/09/08
То вже буде окрошка... ‘confused‘
23:16 29/09/08
Рекомендує цей матеріал
Чому? До прочтения этой статьи я борщ-то и не любил...
12:11 29/09/08
Спасибо ‘smile‘
15:02 29/09/08
Рекомендує цей матеріал
15:46 29/09/08
Спасибо, Сергей. ‘smile‘
18:01 29/09/08
latgal Симферополь
Очень вкусно написано!
22:46 30/09/08
Oleksa Livinsky Мукачево
Рекомендує цей матеріал
Чому? Але все-таки борщ - це суто українська (ніяка не загальнослов’янська) страва. Багато джерел про це свідчать. Це навіть поляки визнають (на відміну від голубців, наприклад). У Польщі у кожній молочарні подають "barszcz ukrainski". А от у Чехії борщ практично не знають. Хіба що якщо українці зварять.
21:17 29/09/08
Спасибо за рекомендацию ‘smile‘
07:28 30/09/08
Скіф Донецк
Рекомендує цей матеріал
Чому? рекомендую
09:52 27/10/08
Дякую автору за смачний матеріал, однак із багатьма пунктами я не погоджуюся. Я й сам якось хотів торкнутися цієї теми, навіть оповідання написав, яке, до речі, опубліковане у книзі "ТРАНС". Сперечатися про рецепти приготування борщу, гадаю, можна лише на практиці. Може, якщо наступного року буде зліт журналістів Хайвею, то можна було б організувати змагання по приготуванню борщу. Якраз буде свіжа городина....

У мене є свої власні рецепти. Борщ я навчився готувати ще в унверситеті, на початку 80х, але лише останнім часом він у мене став виходити таким, як я хочу. Запах такий, що можна з"їсти кілька тарілок борщу поспіль.

Їжджу по Україні, люблю харчуватися у придорожніх кафе, куштую різні борщі, і дуже рідко натрапляю на справжній. По правді кажучи, люди у таких закладах переважно халтурять.
22:41 29/09/08
Рекомендует этот материал
Почему? полезно и познавательно
21:00 11/11/08
Oleksa Livinsky Мукачево
Думаю, що один із головних секретів смачного борщу - це його вистояність. 2-3 години, спокійно і більше. Також я використовую квашену капусту, а не свіжу. Квасолю, звичайно, червоний перець. Ну й мінімум жиру, більше м’яса. Навіть багато м’яса ‘best‘ .
23:02 29/09/08
Рекомендует этот материал
Почему? Мням...нельзя такие статьи с утра читать. Теперь до вечера только и буду думать, что о борще
10:00 19/11/08
ну.. інколи подають борщ, вистояний кілька днів. :)
До речі, вчорашній борщ, як правило, найсмачніший. ТОбто - смачніший, аніж сьогоднішній і позавчорашній.
23:24 29/09/08
Да, смачна стаття! smile Погоджуюся з Ліною Магдан, тепер ввесь день буду думати про борщ!
Насправді, кулінарія кожної країни - це частина її культури. Дуже приємно, що Ви звернулися до цієї теми!
10:03 16/12/08
спасибо
07:53 01/10/08
Спасибо ‘smile‘
14:52 19/11/08

Live

8 мин. назад

София Ивакова комментирует материал 2017, Украина не упусти шанс!

41 мин. назад

Литвиненко Анатолий комментирует материал Говорят крадет и не краснеет, а здесь наоборот. Может понимал? Не думаю.

53 мин. назад

Геннадий Балашов публикует статью Осторожно! Госслужба убивает

1 час. назад

Влочега пишет рецензию на публикацию Говорят крадет и не краснеет, а здесь наоборот. Может понимал? Не думаю.

1 час. назад

Влочега комментирует материал Говорят крадет и не краснеет, а здесь наоборот. Может понимал? Не думаю.

2 час. назад

Myhail Antonyshyn публикует статью Спалене листя

2 час. назад

Литвиненко Анатолий комментирует материал Говорят крадет и не краснеет, а здесь наоборот. Может понимал? Не думаю.

4 час. назад

Виченд Тутс комментирует материал Говорят крадет и не краснеет, а здесь наоборот. Может понимал? Не думаю.

4 час. назад

Виченд Тутс комментирует материал Пророцтво з булатного леза: жінка буде президентом?!

5 час. назад

ABC комментирует материал Говорят крадет и не краснеет, а здесь наоборот. Может понимал? Не думаю.

6 час. назад

Дмитрий Старицев рекомендует материал Пророцтво з булатного леза: жінка буде президентом?!

7 час. назад

Anatolij Avdeev пишет рецензию на публикацию Пророцтво з булатного леза: жінка буде президентом?!

13 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Говорят крадет и не краснеет, а здесь наоборот. Может понимал? Не думаю.

14 час. назад

viktor trigub публикует статью Пророцтво з булатного леза: жінка буде президентом?!

15 час. назад

Влочега комментирует материал КОНСТАНТИНОВКА,
- ЭТО НЕ УКРАИНА...

16 час. назад

Литвиненко Анатолий комментирует материал Говорят крадет и не краснеет, а здесь наоборот. Может понимал? Не думаю.

16 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Говорят крадет и не краснеет, а здесь наоборот. Может понимал? Не думаю.

16 час. назад

Геннадий Москаль рекомендует материал Говорят крадет и не краснеет, а здесь наоборот. Может понимал? Не думаю.

16 час. назад

Геннадий Москаль пишет рецензию на публикацию Говорят крадет и не краснеет, а здесь наоборот. Может понимал? Не думаю.

16 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Марині Порошенко час зробити зарядку з Петром!

17 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Марині Порошенко час зробити зарядку з Петром!

17 час. назад

Виченд Тутс комментирует материал Скільки можна про це писати!

17 час. назад

Petro Boriwiter рекомендует материал Скільки можна про це писати!