О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Биография  27 августа 2008 10:58:26

Заткнись и танцуй!

Я был слишком пьян, когда попал в плен.

Я боюсь бежать - наверно, я трус.

Но мы все-таки встретимся в городе N

Майк, подари мне свой блюз.

Александр Дёмин, «Блюз для Майка»

 

    Михаил «Майк» Науменко умер когда лето 1991-го доживало свои последние дни. «Недавно я услышал где то, что скоро прилетит комета и что тогда мы все умрем…». Обошлось без комет, хотя, возможно, Науменко посетило некое персональное ее воплощение. Он умер, но остался и в то же время его нет. Такие вот странные координаты. Мне кажется, что песня Б.Г., «Рок-н-ролл мертв» (записанная в 1983 г., альбом «Радио Африка»), кому бы там не посвящал ее индульгируя на самом себе Гребенщиков – это песня о Майке. Пророческая в определенном смысле. Ведь после его смерти не осталось, увы, людей так отчаянно игравших рок-н-ролл, живших в нем так плотно и бескомпромиссно как он.

  

Молодой и неотразимый Майк
Молодой и неотразимый Майк

    Минуло уже 17 лет со времени его ухода, но записи Михаила Науменко все так же фонтанируют бешеной энергией и нервным драйвом, сменяющимися иногда легкими (или наоборот, тяжеловесными) лирическими отступлениями. Опустим закономерно тех, кому его песни не по душе и тех, у кого не было да и не будет никогда кассеты-диска с майковской музыкой. Всем остальным не грех будет 27 августа опрокинуть рюмку горькой настойки за упокой души Майка, звезды рок-н-ролла.

    Я умышленно буду злоупотреблять (ах, какое окончание сочное) цитатами. Знать Майка или людей знавших его (за исключением одного питерского персонажа которому, увы, нет веры) мне не пришлось. Когда он сколотил свою группу – я едва появился на свет, а на момент записи «Уездного города N» – все еще ронял какашки на дно горшка. Посему, любой мой тезис, пускай даже невинный – все таки слишком субъективен (если не написать грубее). Это лишь отчасти компенсируется моей любовью к его творчеству. Поэтому пускай говорят люди которые его знали лично, играли, киряли, говорили, пели, да мало ли что еще делали с ним рядом, а то и вместе. И возможно хор их субъективных (а таки да, не один я этим болею) голосов выдаст хороший блюз о Михаиле «Майке» Науменко.

 

… ЛЕТ НАЗАД

 

    Михаил Науменко родился 18 апреля 1955 года в семье коренных ленинградцев, а по маминой линии и петербуржцев, Василия Григорьевича и Галины Флорентьевны. Он стал вторым их ребенком. Сестре Татьяне было уже семь. Со слов самого Михаила, она оказала на него первые музыкальные влияния, но об этом чуть позже. Он очень рано научился читать. Уже в три года он понимал отдельные печатные слова, в четыре легко расправлялся с детскими книгами, а в пять ему под силу был любой текст.
    Согласно воспоминаниям его мамы, до пятнадцати лет музыка Мишу совершенно не интересовала. «Одно время мы хотели купить пианино и дать детям хо¬тя бы азы музыкального воспитания. Но ни тот, ни другой не про¬явили к этому ни малейшего интереса и заниматься музыкой не пожелали. Учить их из-под палки не захотели мы, т.к. не видели у них никаких музыкальных способностей. Впоследствии они оба жалели об этом и упрекали нас за то, что не заставили». Однако сам Михаил в одном из интервью предлагает иную версию: «Однажды, стоя на балконе нашей квартиры услышал «Битлз» и был потрясен. Было мне лет 7-8. Вот тогда и началось мое увлечение музыкой».
    Кроме того, Михаил в детстве не пел и не приветствовал никаких публич¬ных выступлений. «Он был скорее стеснительным и несколько зажатым, чем рас¬кованным и свободным. Поэтому мне и сейчас трудно понять, как у него появились смелость и желание выходить на эстраду, высту¬пать в больших залах перед огромной аудиторией» - вспоминает Галина Флорентьевна.
    Но в старших классах школы Михаил неожиданно занялся выпиливанием гитары из дерева. Родители мечтали, что он станет авиаконструктором и не спешили с покупкой инструмента, считая, что музыка будет отвлекать его от реальности. Но под давлением бабушки, Надежды Ивановны, вынуждены были пойти на уступки. Так у Миши появилась первая гитара. Кстати о бабушке, роль которой в становлении Науменко крайне велика. Они очень дружили и любили друг друга. Бабушка не имела высшего образо¬вания, но она родилась и выросла в Петербурге, окончила гимна¬зию, знала несколько языков, всегда много читала. При этом она не была закостеневшей личностью и даже в своем преклонном возрасте была открыта восприятию новых явлений, будь то музыка, литература или кино. Качество, которого тотально не хватает большинству родителей, следующих только своим жизненным схемам и не видящих, а если видящих - то категорически отрицающих альтернативные пути развития. Другими словами - с бабушкой Мише крупно повезло. Они вместе слушали музыку, рок-оперы, обсуждали новые веяния. Она была культурным, образованным, недогматичным человеком, а главное – любила рок-н-ролл! Радости Миши от появления в доме гитары не было предела.

 

МАЙК: «Сам начал писать песни сразу, как любимая бабушка купила мне гитару».

 

    Первые песни он писал на английском. Родители определили сына в английскую школу и языком он владел неплохо. Ее же заканчивала Мишина сестра. Она слушала с друзьями рок-н-роллы и другую англоязычную музыку, а Миша через стенку комнаты впитывал этот саунд, впоследствии так круто изменивший его жизнь. Родом из специализированной школы и его прозвище – «Майк». Там было принято называть друг друга на английский манер: если Иван – то Джон, если Петя – Пит и т.д. Музыкальные предпочтения Науменко формировали Боб Дилан и Марк Болан, белый ритм-энд-блюз и американский фолк. Ну и «Битлз» конечно, которые, со слов Галины Флорентьевны «отняли у нее сына». Писать же песни на русском Майк начал в 73-74 году под влиянием Бориса Гребенщикова.
    К слову, судьба первой майковской гитары сложилась весьма трагично. Однажды Миша поругался с отцом и тот разбил инструмент об пол. Майк очень долго не мог простить папе этот случай. Но как оказалось, впереди были конфронтации посерьезней.
    По характеру Майк с юного возраста был индивидуалистом, не выносил команд и приказов, прессинга; не понимал и не принимал соперничество даже в положительном смысле. С ранних лет он ненавидел всякую по¬казуху, как умел противостоял официозу и имел на многое свой взгляд. «Вероятно - пишет Галина Флорентьевна в книге «Право на рок» - именно в силу этих особенностей его характера, он не пришел в восторг от «Артека», куда нам удалось его отправить. Он тогда учился в шестом классе, я надеялась, что в «Артеке» он окрепнет, приобщится к спорту и пионерской работе и получит массу удовольствий. Ничего этого не произошло; праздник не со¬стоялся. Все прошло как-то буднично и не оставило заметного следа. Может быть, Мише не повезло, но думаю, что ему надоели побудка, зарядка, строй и прочая обязаловка».
    После школы Михаил Науменко поступил в Ленинградский инженерно-строительный институт (ЛИСИ). Это был инерционный акт. Родители не мыслили своего сына без «вышки», там отучилась сестра и читал лекции его отец. Но Майк, с двумя академотпусками, дотянул до четвертого курса и бросил вуз (чем поверг папу с мамой в шок). И окунулся в рок-н-ролл.

 

МАЙК: «Потом я учился в ЛИСИ, но бросил, как только понял, что первый же, построенный по моему проекту дом рухнет».

 

РОМ-Н-РОЛЛ

 

МАЙК: «У каждого человека разная душа. Один слушает джаз другой rock-n-roll».

 

    Что мог знать о рок-н-ролльной жизни ученик спецшколы, а позже советского вуза, плотно опекаемый родителями? Только теорию, почерпнутую из разных источников. В случае с Майком близость к корням рок-н-ролла была велика, так как он владел английским. Он прочитал, перевел, законспектировал огромное коли¬чество литературы о рок-музыке. Но рок-н-ролл это также действие, причем не только сценическое, это образ жизни, если, конечно, относиться к нему серьезно. А Науменко относился именно так.
    Возможно актом перехода от теории рок-н-ролла к практике стал шоковый для родителей и наверняка незабываемый для Майка «киевский вояж». «Это» произошло весной 1973 года. Науменко было восемнадцать и он учился на первом курсе ЛИСИ. Он просто… исчез. Мама отыскала записку , в которой он просил не беспокоиться о нем и не искать. Кроме того, Майк присылал письма из городов, где в тот момент находился, пытаясь убедить родителей не волноваться. Разумеется тщетно.
    Доподлинно известно, что Михаил побывал в Киеве (тусовался с людьми из «Политеха», ночевал у них в общаге). Хотя общая концепция вояжа была куда масштабнее. «Расколотый» майковыми родителями приятель, который передумал продолжить «magical mystery tour» и доехав лишь до Москвы вернулся домой, назвал Одессу, Мурманск, Крым…
Маме удалось перехватить его в Киеве, после почти месяца разлуки. Встреча произошла на Главпочтамте. Особой радости Майк не выразил. Оказалось, что он уже созвонился с отцом и обсудил условия своего возвращения: никаких расспросов о его авантюрной поездке и полная свобода действий в Ленинграде. Возвращаться вместе с мамой на самолете категорически отказался.

 

Галина Науменко: «Как будто до восемнадцати мы знали одного человека, а после восемнадцати встретили другого. В нем изменилось все: характер, интересы, увлечения, взгляды, занятия. И я, право, не знаю другого человека, с которым произошла бы такая метаморфоза».

 

 

 

    В одном из своих «киевских» писем Майк написал: «Я совсем не тот мальчик, каким вы меня считаете». Рок-н-ролльное крещение состоялось. Естественно, что обещая сыну пойти на его условия отец несколько лукавил. Это проявилось после возвращения бродяги. Василий Григорьевич заставил Майка подписаться под инструкцией из 13-ти пунктов, которые тот обязывался выполнять. Вот они:

1. Регулярно выполнять учебный план.

2. Курсовые проекты, контрольные работы, домашние задания и т.п. сдавать в срок.

3. Систематически и постоянно конспектировать лекции всех предметов (кроме гуманитарных).

4. Особое внимание уделить теоретическому курсу.

5. Свести к минимуму пропуски лекций по неуважительным

причинам.

6. Дополнительно заниматься математикой.

7. Бросить курение табака.

8. В среднем заниматься дома по 2-3 часа ежедневно.

9. Дома регулярно прорабатывать конспекты лекций.

10. Уменьшить время и усилия, направленные на записывание

и прослушивание пластинок.

11. В ближайшие 2-3 года НЕ играть ни в каких rock-n-roll

bands.

12. Всячески избегать вредных влияний и соблазнов.

13. Приложить МАХ сил к победе над разгильдяйством (в 1972 Майка с позором исключили из комсомола за «тунеядство»).

Можете представить себе Науменко, выполняющего эти пункты??!! Майк и инструкции – понятия несовместимые.

Алексей Рыбин: «Майк принял рок-н-ролл. Принял его безоговорочно и навсегда».

 

    К двадцати годам Михаил Науменко сумел освободиться от всякой родительской зависимости и, довольствуясь минимумом средств, стал заниматься тем, о чем давно мечтал – рок-музыкой. Любительскую музыкальную карьеру Майк начал в 1973 году, как басист. Но «после того, как я услышал Лу Рида, мне захотелось бросить бас и играть на гитаре. Так я и сделал».
    В 1974 году состоялось знакомство с «Аквариумом». «Это была не только группа, это была замечательная компания молодых людей, не вписывающаяся ни в какие государ¬ственные рамки и всем формам препровождения времени предпо¬читавшая досуг», характеризует это своеобразное объединение Алексей Рыбин, первый гитарист «Кино». Майк участвовал в записи двух альбомов «Аквариума» («Таинства брака» и «Свадебный джем»), а также сотрудничал с ним в качестве гитариста-вокалиста.
    Играл и пел Науменко в «Вокально-инструментальной группировке имени Чака Берри» с репертуаром из классических рок-н-роллов. В ее состав входили аквариумисты Гребенщиков, Фанштейн, Ляпин и Гаккель, а также барабанщик Евгений Губерман. На этих сейшенах музыканты экспериментировали не только со звуком, репертуаром, но и с макияжем. Еще Майк недолго поиграл в «Союзе Любителей Музыки Рок» Владимира Козлова и в «Капитальном Ремонте».

   

Майк и Б.Г.
Майк и Б.Г.

    Общение и дружба с Б.Г. вылились в акустический магнитальбом «Все братья-сестры», записанный в 1978 году. Качество получилось не очень. Половину песен пел Майк, половину - Б.Г. Тем не менее это был, по сути, первый в Ленинграде альбом с обложкой, концепцией. Он был профессионально оформлен фото¬графом-художником Андреем «Вилли» Усовым. Это был первый альбом, получивший широкое хождение в Ленинграде именно как альбом, а не как некая пленка с записями безымянных людей. Хотя дебютный тираж его составил аж… 10 экземпляров. Альбом был записан на берегу Невы, недалеко от Смольного с помощью магнитофона «Маяк», двух гитар, губной гармошки, шумов реки и травы.

 

МАЙК: «В общем, исполняю обязанности рок-н-ролльной шлюхи: играю где придет¬ся, с кем придется и что придется».

    На одном из совместных выступлений «Аквариума» и Майка в Ленинграде, их увидел Олег Осетинский – московский писатель, журналист, сценарист («Звезда пленительного счастья», фильм о Венедикте Ерофееве «Веня или как пьют и умирают в России»)., наконец, отец феноменальной пианистки с мировым именем Полины. Он стал первым и последним продюсером Майка. Впрочем, назвать его продюсером можно лишь условно, так как к рок-н-роллу (да и к музыке вообще) он никакого отношения не имел. Но прицел был на раскрутку с последующими выступлениями если не на стадионах, то хотя бы в домах культуры. Осетинский организовал несколько выступлений Майка в Москве, при чем Науменко там восприняли очень тепло. Давал ему уроки сценического мастерства, дикции и… поил коньяком. Несмотря на то, что Осетинский был далеко не идеален, Майк считал что тот сделала для него немало. Совсем иное мнение высказывает по поводу этого недолгого союза Артем Троицкий: «Помню еще концерт, где мы подрались с Осе¬тинским. Мое общение с Майком тогда осложнялось присутствием этого дегенерата, который при симпатии Майка к алкоголю взял его в оборот очень плотно». С тех пор продюсерам в жизни Майка не было места.
    В 1978 году, в интервью самиздатовскому журналу «Рокси» Майк дал характеристику музыке рок: «На мой взгляд, рок обязательно должен быть суров, должен бить по голове, тыкать людей в их собственное дерьмо. Вообще, для рока характерны более честная музыка и более честные текс¬ты, чем для любых других музыкальных форм эстрады».
    В августе 1980 года он начал записывать свой первый альбом «Сладкая N», подтвердивший, что его слова не были просто эпатажной декларацией («Пригородный блюз», «Дрянь», «Я возвращаюсь домой» и др). Работа проходила в студии звукозаписи Театра кукол, в котором Майк одно время работал. Тот же «Рокси» пишет на альбом более чем приятную рецензию: «Все остальное, что я слышал за свою долгую жизнь в России по части рок-музыки в сравнении с Майком полное дерьмо… Единственный из всех, он реально поет о том, что реально происходит здесь сейчас с каждым из нас и тем языком, в терминах которого мы привыкли мыслить. Конечно, до адекватного, незаштампованного выраже¬ния ему так же далеко, как мне до пенсии, но всем остальным «рок-певцам» такого и не снилось».

 

МАЙК: «Сладкая N» - потрясающая женщина, которую я безумно люблю, но при этом я совершенно не уверен, что она существует».

    Так уж сложилось что нередко алкоголь и странный русский рок-н-ролл идут рядом, а то и в обнимку. А может даже одно явление неотделимо от другого?.. Майк пил плотно и в итоге это сыграло свою грустную роль в его судьбе. Но вряд ли в «дотридцатилетнем» возрасте это вообще кажется проблемой. В одной из статей о Науменко года так 1986-го присутствует забавный диалог. Журналистка приходит в коммуналку на Боровую и пока ждет Майка, общается с его 6-ти летним сыном Евгением.
- Что больше всего любит папа?
- Маму. И пиво!
    Поэтому совсем неудивительно, что Майк в пору своей бесшабашной рок-н-ролльной юности, путем многочисленных экспериментов, проб и ошибок, а также огромного количества разнообразнейшего алкоголя создал под¬робную диаграмму отношения крепости напитка, объема посуды и цены его в копейках. Диаграмма демонстрировала эф¬фективность выпивания определенных напитков и позволяла про¬дуктивнее расходовать имеющиеся в наличии средства.
    Случались ситуации трагикомичные. Так Влад Шебагиов, в воспоминаниях пишет: «На майковской работе мы соображали на троих. «А у меня толь¬ко рубль», - объявил Майк и вытащил не из того кармана червонец. На него было жалко смотреть. Однако, червонец пришлось пропить».
    Есть да же версия, что именно Майк изобрел престранный и крайне эффективный напиток «Чпок». Рецепт: в стограммовую стопку или в граненый стакан в пропорции 50 на 50 наливались водка и какая-нибудь газосодержащая жидкость - пиво, боржоми, пепси, лимонад «Буратино» и т.д. После этого посудина плотно накрывалась ладонью и резко ударялась донышком о колено. В тот же миг начинался процесс бурного газовыделения и напиток следовало незамедлительно выпить. 4-5 чпоков было достаточно, чтобы вырубить здорового взрослого мужчину.
    Кроме того, рок-н-ролльный образ жизни подпадал под статью «тунеядство». Дабы избежать трений с милицией, творческим людям великого и могучего в целом и Питера в частности приходилось устраиваться на всякого рода сомнительные (с точки зрения искусства) работы. Не минула участь сия и великолепного Майка.
    Около года он трудился в Театре кукол на должности звукорежиссера. Но ходить на работу каждый день было невыносимо. Потом охранял стадион имени Кирова. Об этой работе сохранился отличный отзыв Майка, задокументированный в книге лидера группы «Капитальный ремонт» Вячеслава Зорина: «Вячеслав, у меня кайфовая работа! Врубись, я сторожу стадион имени Ленина, а меня сторожит милиционер. Это просто полный п…ц». Но до стадиона было далеко ездить.
    Оптимальной работой-прикрытием оказалось место сторожа в столярных мастерских, расположенных на Петроградской набережной. Стратегически удобное расположение дополнялось чудным графиком сутки через двое, что имело для Майка решающее значение. Однажды он даже принял участие в успешной поимке вора. Работа настолько пришлась ему по душе (насколько такое, конечно, возможно), что некоторые песни он написал, охраняя мастерские.

   

Рок-н-ролл!
Рок-н-ролл!

    При всем этом рок-н-ролле, тусовках, выступлениях Науменко успевал не только писать песни, но и делать переводы некоторых англоязычных произведений. Так наряду с разнообразными музыкальными статьям из западных музыкальных журналов, в 1980 году он перевел с английского книгу Ричарда Баха «Иллю¬зии». (Незадолго до своей смерти Михаил Науменко впервые взялся за перевод по заказу издательства. Это был фантастический роман Рассела «Ближайший родственник». Увы, закончила этот перевод уже сестра).

    В андеграундной среде Питера Майк постепенно стал известным человеком. Энциклопедические знания о западной музыке притягивали к нему многих музыкантов, а обходительность в общении в сумме с симпатией к выпивке делали лекции приятными. Многие прислушивались к его советам и оценкам. Так, по словам Алексея Рыбина, несколько лет подряд «все написанные Витькой Цоем песни в первый раз исполнялись у Майка на кухне, и если Майк говорил, что это - говно, никогда больше не игрались». Да и неспроста к нему приклеилось прозвище «ленинградский Боб Дилан».
    В то же время есть не такие радужные оценки Майка как личности. Так Павел Крусанов (участник группы «Абзац», писатель) в книге «Беспокойники города Питера» дает Науменко нелестную характеристику. «Дело в том, что с самого начала, еще безо всяких на то реальных оснований, но лишь по внутренней самооценке, он ощущал себя рок-звездой, вел себя на сцене как рок-звезда и стремился соблюдать какие то одному ему ведомые правила соответствия звездному статусу (в этом смысле он, пожалуй, он был ханжой) как будто опасался некой дисквалификационной комиссии, постоянно ведущей за ним тайное наблюдение».
    Впрочем, сам Крусанов далеко не воплощение мудрости-скромности-обьективности, качеств, которые позволяли ему быть столь однозначным в суждениях. Его книга, кстати, сквозит фамильярным отношениям ко многим ныне покойным личностям. То что он знал их и даже там с кем то бухал – вряд ли достаточное тому оправдание.
    10 апреля 1980 года Майк женился на Наталье. К этому времени он был уже достаточно известен в Ленинграде и даже за его пределами. В его активе было 1,5 альбома, прекрасная беременная жена и море планов на будущее. Для их реализации не хватало… «Зоопарка».

 

МАЙК: «Я в восемнадцать лет понял, в чем смысл жизни. Как сейчас помню, проходил по Садовой улице мимо Апраксина двора…просто озарение какое то. Вдруг шмыкнуло – и я понял. И никому никогда не скажу».

 

ЖИЗНЬ В ЗООПАРКЕ

    Майк терпеть не мог глупых журналистских вопросов, особенно когда они повторялись разными людьми в разных городах от интервью к интервью.
- Почему группа называется «Зоопарк»?
- Было время, когда мы отвечали на этот вопрос. Потом не отвечали. Потом снова отвечали. Сейчас – не отвечаем.
    Есть версия что название «Зоопарк» появилось по аналогии с «Аквариумом». Если это и так, то лишь отчасти. Еще в 1977 году Майк написал стихи, посвященные художнице Татьяне Апраксиной. Заканчиваются они такими словами:

 

Нарисуй мне картинку

И раскрась ее ярко,

Нарисуй мне, что я

Убежал,

Убежал,

Убежал из Зоопарка...

Или взять песню «Жизнь в зоопарке»:

 

И люди пьют водку, другие курят траву,

А кое-кто даже коллекционирует марки.

Пытаясь тем самым уйти от себя и пытаясь забыть то,

Что все они живут в зоопарке.

    То есть для Михаила Науменко «Зоопарк» - это символ. Несвободы, тупости, серости, безысходности и т .д. Вся окружающая дичь, читай советская действительность с маршами, дебильными песнями, парадами и прочими атрибутами. Полный зоопарк, короче. Несколько парадоксально получается – из зоопарка бежал – в «Зоопарк» попал. Но, естественно, между зоопарком и «Зоопарком» разница огромная, пропасть целая. В первом случае зоопарк и по форме и по сути, во втором же – лишь внешний ярлык наклеенный с откровенным стебом.

 

МАЙК: «Сам факт существования «Зоопарка» меня глубоко удивляет. Мне до сих пор не ясно, каким образом мне удалось заманить трех человек в подобное, заведомо безнадежное предприятие, но пока (тьфу-тьфу-тьфу) все складывается лучше, чем могло быть».
 

    «Зоопарк» образовался осенью 1980 года в составе: Илья Куликов - бас (ранее - «Маки»). Александр Храпунов гитара и Андрей Данилов - ударные (ранее - «Прощай, Черный Понедельник»). Закалку проходили на танцплощадках за городом. «Место было весьма специфическое: совхоз. Люди еще более специфические: подавай им «Бони М» и «Машину времени». Но платили нам мало, поэтому мы играли то, что хотелось нам, а не им, а именно классический рок-н-ролл. Правда, в коммерческих целях, чтобы не побили, пришлось исполнять им что-то «за Одессу» и пресловутый «Поворот», но последний мы играли, чтобы не было совсем тошно, в стиле реггей» - позже с иронией вспоминал Майк. Дебют «Зоопарка» на «официальной» сцене любительского рок-клуба состоялся 7 марта 1981 года. Основой саунда группы были рок-н-ролл и ритм-энд-блюз. Традиция сохранялась весь период существования коллектива, за исключением, разве что, непродолжительного сотрудничества с клавишником и певцом Александром Донских и двумя бэк-вокалистками.

Звезда рок-н-ролла
Звезда рок-н-ролла

    В 1982 году, несмотря на наличие группы, Науменко записывает второй сольный альбом – «LV» (55). На нем оседают такие бессмертные вещи как: «Гуру из Бобруйска», «Песня для Свина», «Лето» (песня для Цоя).В мае 1983 года «Зоопарк» выступает на І-м фестивале рок-клуба совместно с Донских. Майк получил приз за лучшие тексты, но саунд группы, судя по отзывам даже неофициальной музыкальной прессы, оставлял желать лучшего.

МАЙК: «Играем нарочно грязный рок-н-ролл, не заботясь о чрезмерной чистоте звучания, о ладе и т.д. Главное - это общая кайфинтенсивность звука, вибрация, энергия».

    Это не помешало «Зоопарку» в том же году записать один из лучших своих альбомов – «Уездный город N». Журнал «Рокси» в рецензии на него не жалел эпитетов: ««Уездный город N» - это квинтэссенция понятия «рок-музы¬ка». Безо всяких приставок типа «панк», «хард», «софт», «барок¬ко» и т.д. Можно спорить, но мое мнение таково, что это один из лучших альбомов, записанных в Союзе. Хочется обратить внимание, что все-таки это не Майк сам по себе, а несомненно, «Зоопарк», состоявшийся, как бэнд. Сей факт радует, ибо много было разговоров, что Майку-де все равно, с какими музыкантами играть».

    На том же І-м фестивале рок-клуба «Зоопарк» последний раз выступили первоначальным составом. Куликова забрали в армию. Вместо него пришел Михаил Васильев («Аквариум»). Данилова, закончившего институт и уехавшего в Петрозаводск по распределению, заменил Евгений Губерман. Оба - старые знакомые Майка по «Вокально-инструментальной группировке им. Чака Берри».

    Несмотря на возросшую популярность группы и удачное выступление на ІІ-м фестивале рок-клуба – его лауреатами «Зоопарк» не стали. Хотя зрители в анкетном опросе поставили на первое место именно их. Тогда активизировались гонения на рок-музыкантов. Две статьи Власова в ленинградской «Смене» статья композитора Морозова в «Комсомолке» повлияли на решение жюри. Несмотря на это, «Зоопарк» получил приз зрительских симпатий, а Майк – диплом… «за последовательную разработку сатирической темы»!!! Чтобы читатель мог представить прессинг советской «свободной» прессы, приведем в сокращении оригинал статьи того самого Власова (умышленно пишу без имени, так как по сути своей он безымянен), напечатанной в «Смене» в 1984 году.

Кто нужен «Зоопарку»?

    ГОЛОС с магнитофона даже не пел, выкрикивал: «И нам всем нужен кто-то, кто бы нас любил, и если хочешь - ты можешь полюбить меня»,- с необычайной легкостью решая не только проблему любви, но и вопросы посерьезней: «И нам всем нужен кто-то, кого бы мы могли помучить, покалечить или даже убить...»

    Н-да... О поэтических и эстетических достоинствах этой песни группы рок-клуба «Зоопарк» говорить не приходилось, духовный мир героя песни, написанной Михаилом Науменко, также вызывал недоумение. Между тем песня «Нам всем нужен кто-то» входит в магнитофонный альбом «Зоопарка», который есть на пленках у множества меломанов и тиражируется активно. Назван он «Вчера и позавчера в уездном городе N». Название, согласитесь, тоже позиция. Так вот музыканты сами выбрали для альбома название песни про... сумасшедший дом, именуемый ими «Город N». Там довольно фривольно и пошло обходятся с такими, например, именами, как... Лев Толстой и Маяковский. Где записывался этот альбом? Установить трудно, так как при современном уровне звукозаписывающей техники подобные весьма качественные записи могут быть сделаны даже в обычной квартире.

    Проблема в другом: как же повлиять на поток этих самодеятельных записей? Ведь от фривольностей «Зоопарка» рукой подать до того, чем занимается, например, Александр Розенбаум, специализирующийся на «блатном» репертуаре или религиозных опусов Юрия Морозова, записанных на пленках.

Власов

    Но Майк не унывал и начинал некоторые выступления «Зоопарка» словами: «Этот концерт посвящаем Власову»!

    Летом 1984 года был записан очередной альбом «Зоопарка» «Белая полоса». Позднее его выпустила «Мелодия», правда без «Бедности» и «Вперед Бодхисатва». Но даже в несколько кастрированном виде альбом занял первое место хит-парад ТАСС 1988 года среди 89 долгоиграющих пластинок. При чем в данном рейтинге группа принимала участие впервые.

Наконец, в 1986 году «Зоопарк» стал таки лауреатом фестиваля рок-клуба. Правда, совсем иным составом, по сравнению с первыми выступлениями «Зоопарка». На басу заиграл Сергей Тюссель (ранее «Зенит»), на барабанах - Валерий Кириллов (ранее «Джунгли»), плюс вокальное трио – Александр Донских, Наталья Шишкина («Михася») и Галина Скигина. Неизменным, как видим, остался лишь Майк. «Сбылась мечта идиота!» - прокомментировал он лауреатское звание.

    Такой состав просуществовал недолго. На бас вернулся Илья Куликов, вокальное трио отчалило восвояси. Майк вернулся к жесткому рок-н-ролльному звучанию и оставался верен ему до конца своих дней. «Зоопарк» начинает активно гастролировать, превзойдя коллег по цеху по количеству концертов в год.

Валерий Кирилов: «Я много где играл, и могу точно сказать, что такой демократии, как в «Зоопарке», не видел нигде».

    Возможно в группе с демократией был даже перебор. По крайней мере лажи на выступлениях сопровождали «Зоопарк» повсеместно. Да и сам Майк нередко забывал тексты собственных песен… При этом говаривал: «Пусть репетируют те, кто не умеет играть».

Александр Старцев как-то поинтересовался у Майка:

- Обычно на концертах «Зоопарка» довольно много лажи. Почему?

- Потому что все понемножку лажают. Ну и что?

    Не обходилось, конечно, без алкоголя. Жена Майка, Наташа, вспоминала: «Музыкантов всегда спрашивают про поклонниц. У «Зоопарка» на этот счет была поговорка: «У всех за кулисами красивые девушки, а у нас - одни мужики с бухлом».Кроме того, басист Илья Куликов нередко оказывался на нарах. Например, за кражу мяса с мясокомбината… Так что в «Зоопарке» бывало как угодно, но только не скучно.

ПРОЩАЙ, ДЕТКА...

«Пожалуй, я совсем один в лесу. Вчера днем этот лес выглядел светлым и зеленым. Здесь были все мои друзья. Мы пели, танцевали и веселились на этой лужайке. А потом наступил вечер, и все куда-то исчезли. Куда они делись? Наверно, ушли в завтрашний день. Но почему остался я? Ах да, хранить Огонь. Лучше бы я ушел вместе со всеми...».

Из рассказа Михаила Науменко «Хранитель огня»

    Конец 80-х оказался для рокеров не лучшим временем. Массовый интерес к русскому року заметно пошел на спад. Его теснила попса и рыночные отношения. С 1988 года, после выхода «Белой полосы» на «Мелодии», активность «Зоопарка» пошла на убыль. Майк как будто жил по сценарию заглавной песни этого альбома. «Изменилось все. Его друзья принимали новые правила игры, прекрасно вписывались в иную жизнь. А он посиживал на белой полосе и только грустил иногда о других временах, о том, как все бы¬ло 10 лет назад. Большой ребенок с чистой душой, но все о себе давно понявший, мудрый Майк» - напишет в своих воспоминаниях его жена, Наталья Науменко.                          

   

Годы берут свое
Годы берут свое

    Для него ситуация не менялась в лучшую сторону. Парадоксально – когда все стало можно - стало неинтересно, пропала потенция, а делать коммерцию из музыки, которой он жил, Майк не хотел. Думаю именно не хотел. В статье «Рок 80-х» в 1991 году он пишет: «У меня нет ощущения того, что я уже высказался до конца. И желание и потребность еще есть. Какой-то порох в пороховницах еще остался. Сейчас такое время, что можно петь о чем угодно. И многих это выбило из колеи. Андеграунд сейчас как бы и не андеграунд, такая вот немного странная ситуация».

    В начале 1990-х годов появилась иллюзия нового всплеска активности. Был снят фильм о «Зоопарке» - «Буги-вуги каждый день» (режиссер Александр Киселев). Для него было записано несколько ранее не издававшихся вещей. Позднее они вошли в альбом «Музыка к фильму».

    Но проблем было больше. Усталость от постоянных гастролей, проблемы с левой рукой, что для музыканта катастрофично, разрыв с женой – все это подкосило Майка. Анестезировался он, как правило спиртным.

МАЙК: «Раньше у нас что было в трудовых книжках записано? Дворник, сторож, кочегар. А теперь у нас что? Теперь у нас «артист»! А жрать все равно нечего. И живем все в комму¬налках».

    14 марта 1991 года Михаил Науменко в последний раз появился на сцене. Дело было на концерте, посвященном 10-летию Ленинградского рок-клуба. Его выступление ограничилось совместным с «Аквариумом» исполнением «Пригородного блюза». Вот как это происходило:

Борис Гребенщиков: Мы хотим позвать на сцену одного нашего старого знакомого. Кое о чем напомнить, кое что сделать…

Михаил Науменко: Добрый вечер! К сожалению группа «Зоопарк» по ряду причин не зависящих от нее на 95 процентов не смогла сыграть на этом фестивале. Но вот мы с нашими старыми добрыми приятелями решили сыграть одну песню (Б.Г.: Собутыльниками!), которую может быть вы слышали когда-нибудь… Эта песня посвящается потерянному поколению 80-х годов, эта песня называется «Пригородный блюз». (Б.Г.: Потерянному, как же…)

    Поздним вечером 27 августа Майка не стало. Он умер в своей комнате № 85 коммуналки на Боровой, 18. Сосед нашел его лежащим в общем коридоре в одиннадцать утра. Он же уложил Майка на кровать и позвонил его маме. Та приехала с дочерью Таней, вызвали «скорую». Врачи отказались везти Науменко в больницу, заявив, что от перевозки тому станет только хуже. В одиннадцать вечера приехала еще одна бригада, констатировавшая смерть Майка. Причина - кровоизлияние в мозг, вызванное черепно-мозговой травмой. Позднее экспертиза показала отсутствие алкоголя у него в крови. Кроме матери и сестры в момент смерти рядом с ним находился Александр Храбунов, гитарист «Зоопарка», живший в комнате, находившейся рядом с майковой. Со слов Галины Флорентьевны, когда Майк умер – со стены сорвался плакат Марка Болана… Похоронили Михаила Васильевича на Волковом кладбище Ленинграда-Петербурга.

МАЙК: «Петербург построен на болоте и засасывает, как боло¬то. Только я отсюда выбираться не хочу».

 

    Как всегда, смерть неординарного человека мгновенно обросла слухами и легендами. Так, Валерий Кириллов, барабанщик «Зоопарка» последних лет, утверждал, что Майк пал от руки тех самых гопников из известной песни, что в то утро во дворе своего дома он получил удар по голове от неизвестных отморозков. После чего еще сумел добраться до дверей своей комнаты. Алексей Рыбин же винит в случившемся алкоголь: «Перелом основания черепа - типичная алкогольная смерть, когда человек в глубоком опьянении на спину падает».

   

Последний земной порт
Последний земной порт

Но это лишь версии – смерть сама по себе сплошная загадка, да и не так важны причины когда нет, собственно, человека. Майк покинул этот мир в возрасте 36 лет. Слишком мало, как для обычного человека. Но долголетие губит куда больше людей чем смерть, особенно, если ты - звезда рок-н-ролла.

«И мне опять станет грустно, и я опять долго не смогу уснуть. И, наверное, я опять напьюсь пьяным. А утром я опять проснусь чертовски уставшим. Я чертовски устал просыпаться чертовски уставшим».

Из рассказа Михаила Науменко «Заварное молоко».

 

БОНУС ТРЕКИ

Дискография

1978 - Все братья-сёстры (Борис Гребенщиков и Михаил Науменко);

1980 - Сладкая N и другие (сольник);

1981- Blues de Moscou;

1882 - LV (сольник);

1983 - Уездный город N;

1984 - Белая полоса;

1985 - Жизнь в Зоопарке (сольник);

1987 - Иллюзии, W («Дубль вэ»);

1991 - Музыка для фильма.

Некоторые песни Майка в исполнении других музыкантов

 

«Пригородный блюз» - Чиж и Ко

«Вперед Бодхисатва!» - Б.Г.

«Лето» - Ночные снайперы

«Буги-вуги каждый день» - Ленинград, Секрет, Ноль,

«Утро вдвоем» - Кирпичи,

«Гопники» - Разные люди

«Дрянь» - Крематорий, Ольга Арефьева

«Старые раны» - Алиса.

Анкета М. Науменко для журнала «Зеркало», 1981 год

 

В 1981 году образовался «Зоопарк», о котором я написал все, кроме того, что в этом году я начал толстеть и катастрофически тупеть. Моя анкета (не знаю, правда, зачем и кому она нужна, но тем не менее):

Имя: Михаил В. Науменко

Сценическое имя: Майк

Дата рождения: 18.04.55

Рост: 173

Вес: не знаю

Цвет глаз: карие

Цвет волос: шатен

Хобби: собираю материалы о Марке Болане и Дэвиде Боуи

1-е выступление: ей-богу не помню

Крупнейшее событие в карьере: работа в ресторанном оркестре на Кавказе

Любимый цвет: очень темно-синий

Напиток: ром, красные сухие вина

Любимая группа: «Аквариум»

Любимый артист: Марк Болан

Увлечение: чтение западной музыкальной прессы и отечественных детективов 40-х, 50-х годов, сдача пустых бутылок, валяние дурака, общение с рок-музыкантами посредством сухого вина.

Личные неприязни: глупые девочки и мальчики, тушеная капуста

Профессиональная цель: играть и записывать ту музыку, которая мне нравится.

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 6872
delete
Горбачевський Олексій, Киев, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +4
Всего комментариев: 13, Всего рецензий: 1
Читайте также

Більше 100 людей опинилися під завалами внаслідок сходження зсуву в КитаїБільше 100 людей опинилися під завалами внаслідок сходження зсуву в Китаї

У Китаї понад 100 людей опинилися під завалами в результаті сходу зсуву. Про це повідомляє China News в Twitter. Як повідомляється, зсув зійшов у пов ...

Американка уволилась из школы после просьбы перестать сниматься в порноАмериканка уволилась из школы после просьбы перестать сниматься в порно

По словам девушки, начальство назвало ее увлечение "расходящимся с принципами веры блудом". ...

У Лондоні евакуювали жителів понад 800 квартир, щоб уникнути повторення трагедії у багатоповерхівціУ Лондоні евакуювали жителів понад 800 квартир, щоб уникнути повторення трагедії у багатоповерхівці

Облицювання п'яти веж в районі Камден аналогічне тому, що використовувалося в багатоповерховому будинку Гренфелл-тауер. ...

Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

11:40 27/08/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Это за работу.
Исправьте перенос слов
спасибо!
11:23 01/09/08

Комментарии

latgal Симферополь
Рекомендує цей матеріал
Чому? Прекрасная статья-окунулся в молодость!
07:53 29/08/08
Киркач Денис Ровеньки
Классно написано о моей любимой группе ‘best‘
19:33 27/08/08
Киркач Денис Ровеньки
Классно написано о моей любимой группе ‘best‘
19:33 27/08/08
одеситка Одесса
Рекомендує цей матеріал
Чому? замечательно. забыла о нем как -то, а тут -- статейка! приятно=)
12:49 29/08/08
Киркач Денис Ровеньки
Рекомендує цей матеріал
Чому? Читать всем! Написно оч.интересно о Великом Майке...
19:39 27/08/08
одеситка Одесса
не ругайтесь только=)
13:32 01/09/08
А рок-н-ролл таки жив!! благодарен за внимание!!!
11:18 01/09/08
Рекомендує цей матеріал
Чому? Как говорил один человек: "Когда я услышал Пригородный блюз - я понял, что это революция в русском рок-н-ролле!". Кстати этот самый Пригородный блюз достойно позже пел Сергей Чиграков и своб обработку сделала группа Чайф.
12:17 28/08/08
garri
‘best‘
18:01 29/08/08
боюсь спать, пить, жить,
не осталось папирос, но... еще повоюем!!
11:21 01/09/08
рок-н-ролльне "дякую"!
11:21 01/09/08
такие люди не забываются!! низзя)
11:22 01/09/08

Live

3 час. назад

Александра Треффер публикует статью Помни

3 час. назад

Александра Треффер публикует статью Помни

5 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Чому заява Турчинова про змінення формату АТО не випадкова

5 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

5 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

5 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

5 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

5 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

5 час. назад

Литвиненко Анатолий комментирует материал Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

5 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

5 час. назад

Литвиненко Анатолий комментирует материал Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

5 час. назад

Литвиненко Анатолий комментирует материал Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

6 час. назад

Литвиненко Анатолий комментирует материал Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

6 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

6 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

6 час. назад

Геннадий Москаль публикует статью Знай наших!

6 час. назад

Литвиненко Анатолий рекомендует материал Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

6 час. назад

Литвиненко Анатолий комментирует материал Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

7 час. назад

ivp_paster пишет рецензию на публикацию Мокрий Путін. Вінок майже впав…

7 час. назад

ivp_paster пишет рецензию на публикацию Тільки патріоти здатні перемагати

7 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

7 час. назад

Марк Львович комментирует материал Ублюдоки у власти 2. Матиос и его подельники. Дело Журавлева и не только: созданное на песке в песок и обратится.

8 час. назад

Геннадий Москаль рекомендует материал СЕРЕБРО