О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Культура  19 августа 2008 17:17:40

Рок-хиты 1950-х, ВСТУПЛЕНИЕ: детство рок-н-ролла

Рок-хиты 1950-х, ВСТУПЛЕНИЕ: детство рок-н-ролла

"Сейчас это зовут роком, раньше это называлось буги-вуги, блюзом, ритм-н-блюзом и даже прошло через то, что теперь известно как фанк... Названия могут меняться, но музыка, вдохновляющая разум и сердце, и даже твое притоптывание ногой в такт — все это здесь. Зови эту музыку рок, зови ее джаз, зови ее как хочешь. Если она заставляет тебя двигаться, или ты просто кайфуешь, она с тобой — навсегда". (Чак Берри)

Окидывая сегодня взглядом такое яркое и разнородное явление, как рок-культура, трудно поверить, что его истоки лежат в довольно незатейливых и однотипных песнях. Однако уже с самого рождения новый музыкальный стиль сопровождали скандалы и ажиотаж.

Всё началось на заре 1950-х, когда в США, почти не пересекаясь, жили-поживали "черный" ритм-энд-блюз и "белое" кантри-энд-вестерн. Ритм-энд-блюз представлял собой жесткую и ритмичную разновидность блюза южных штатов, которую исполняло негритянское население больших городов. Кантри, в свою очередь, были музыкой белых фермеров — этакими ковбойскими песнями, берущими начало из завезенного в Америку британского фольклора.

Алан Фрид — человек, придумавший термин "рок-н-ролл".
Алан Фрид — человек, придумавший термин "рок-н-ролл".

Эта этническая культурная "идиллия" оказалась разрушена, когда обнаружилось, что "бледнолицые" подростки внезапно начали усиленно скупать пластинки и посещать концерты чернокожих музыкантов. "Социальный запрос" не прошел незамеченным. В результате музыканты, воспитанные на традициях кантри (Билл Хейли, Карл Перкинс), стали добавлять в мелодику упругий "черный" ритм — бит. И наоборот: отдельные негритянские исполнители ритм-энд-блюза (Литтл Ричард, Чак Берри) стали работать на белую аудиторию. Результатом этого межрасового музыкального "брака" и стало рождение рок-н-ролла.

Безусловно, у нового музыкального стиля были и свои "повитухи" — в первую очередь, знаменитый диск-жокей Алан Фрид. Именно Фрид первым стал крутить в радиоэфире "черные" песни, организовывать рок-фестивали и в довершение изобрел сам термин "рок-н-ролл".

Многие считают, что источником названия послужила строчка из ритм-энд-блюза "We gonna rock, we gonna roll" ("Мы будем качаться, мы будем вертеться"). Кстати, на негритянском сленге rock’n’roll носил более узкое значение и означал особенные "качания" и "верчения" — сексуального плана.

Рок-хиты 1950-х, ВСТУПЛЕНИЕ: детство рок-н-ролла

Мощная энергетика и, невиданный по тем временам, стук, шум и крик (еще и усиленный электроаппаратурой) тот час сделали рок-н-ролл символом всего отвязного и бунтарского. Взрослое население сначала приняло новую музыку в штыки. Рок-н-ролл объявляли то происками сатаны, то тлетворным влиянием "ниггеров", а то и результатом "коммунистического заговора", призванного разрушить американские семьи. Забавно, что в СССР первые рок-н-роллы с точностью до наоборот называли подрывной деятельностью Запада против советской молодежи. Подобные заявления взрослых только подогревали интерес их детей. В результате, за рок-н-роллом на долгие годы закрепился ярлык "атрибута молодежной культуры". И это не случайно.

Рок-хиты 1950-х, ВСТУПЛЕНИЕ: детство рок-н-ролла

До 1950-х годов такого понятия, как "молодежная, или тинэйджерская культура" даже не существовало. Единственным стремлением подростков предыдущих поколений было как можно быстрее повзрослеть и стать самостоятельными и независимыми. Американские же тинэйджеры благополучных послевоенных лет взрослеть не спешили. Они были неплохо обеспечены, имели достаточно свободного времени и уйму нерастраченной энергии. Всё это добро надо было куда-то расходовать. Танцы, вечеринки, езда на машинах и мотоциклах, беспричинное хулиганство становятся основным времяпрепровождением молодежи. Рок-н-ролл, балансировавший на грани бунта, веселья и секса, оказался чрезвычайно востребованным. Тексты песен возможно и не блистали высокой поэзией, зато они были единственной возможностью тинэйджеров честно и откровенно заявить о своих мечтах и проблемах.

Огромные деньги, которые тинэйджеры тратили на пластинки, заставили аудиоиндустрию обратить более пристальное внимание на исполнителей новой музыки (вершиной коммерческого успеха безусловно стал проект Элвиса Пресли).

Впрочем взаимоотношения продюсеров, аудиокомпаний и музыкантов в те времена были крайне неравноправными. Негласным правилом стала, так называемая "пейола" - взятка, которую давали диск-жокею за прокрутку песен на радио и на которой в итоге погорел Алан Фрид. Сами же песни зачастую покупались у авторов за бесценок. Более того — за услуги в раскрутке и финансировании "помощники" нередко требовали записать их в соавторы (!) того или иного произведения.

Рок-хиты 1950-х, ВСТУПЛЕНИЕ: детство рок-н-ролла

Основным музыкальным форматом в то время был "сингл" — маленькая пластинка на 45 оборотов и включавшая две песни (на стороне А записывалась песня, предназначенная стать хитом, на стороне В — еще одна, в довесок). Раскрутка музыкантов происходила в основном через радио и телевизионные шоу в прямом эфире.

Новый стиль, родившийся на стыке разных культур оказался на удивление пластичной структурой, что позволило ему не только выжить, но и породить множество форм, с успехом сочетающим драйв и мелодику, развлекательность и смысловую нагрузку, поп и настоящее искусство. Да и сам "первобытный" рок-н-ролл периодически входит в моду — то в искаженной форме панка, то в традиционной форме рокабилли с его коками на головах и кожаными куртками.

Вспомним же музыкантов и те песни, которые заложили первые камни в фундамент будущего здания рок-культуры.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 4305
Отредактировано: 26-08-2008 [21:01]
delete
Сергей Курий
Сергей Курий, Киев, свободный журналист "ХайВей" 

Теги

Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +3
Всего комментариев: 5, Всего рецензий: 6
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

17:28 19/08/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Серый Лев Харьков
18:32 19/08/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Очень интересно!
18:50 19/08/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
ЮРИЙ РУДЕНЯ Одесса
Начало хорошее :).
23:40 19/08/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Забавно, что в СССР первые рок-н-роллы с точностью до наоборот называли подрывной деятельностью Запада против советской молодежи.

Не забавно было, а печально. Но мы все равно лихо выделывали такое........ Молодость. молодость
16:25 20/08/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление
Жду с нетерпением продолжения.
07:01 21/08/08
Журналистское мастерство
Язык и стиль
Форма подачи
Общее впечатление

Комментарии

Серый Лев Харьков
Рекомендує цей матеріал
Чому? Читаю и понимаю, какой-же я профан
17:29 19/08/08
Рекомендує цей матеріал
18:32 19/08/08
Да, как сейчас помню, что только за прослушивание такого рода музыки могли запросто выгнать из комсомола(ВЛКСМ, а, затем, и из школы. Причем делали это показательно на всеобщем построении школы т.е. проводили "через строй"... А сейчас можно колбаситься с лонгером в одной руке и девушкой в другой, полее подробно этому учат СМИ в рекламах ‘LOL‘
13:21 20/08/08
Я его и по сей день слушаю.
разве можно слушать современную музыку вроде групп "Турецкий карбид" :-)
15:18 20/08/08
Рекомендує цей матеріал
22:44 20/08/08

Live

5 мин. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Назад в Светлое будущее

6 мин. назад

Ярослава Слободянюк рекомендует материал Новий рекорд Костянтина Стасюка у Львові!

1 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Назад в Светлое будущее

4 час. назад

Ltna Prikolova комментирует материал Назад в Светлое будущее

10 час. назад

Геннадий Москаль рекомендует материал Женучись за світилом слави...

10 час. назад

Вадим Дуров комментирует материал ПВО РФ до лампочки гиперзвуковым ракетам Украины

10 час. назад

Вадим Дуров комментирует материал Канал «Украина» – лидер телесмотрения в 2017 году

10 час. назад

Вадим Дуров комментирует материал "На вроду в воду задивилась хата..."

11 час. назад

Геннадий Москаль рекомендует материал "На вроду в воду задивилась хата..."

11 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Канал «Украина» – лидер телесмотрения в 2017 году

11 час. назад

Геннадий Москаль рекомендует материал ПВО РФ до лампочки гиперзвуковым ракетам Украины

11 час. назад

Геннадий Москаль рекомендует материал «САТАНА ЧИНИТЬ РОЗВОД УСІМ» частка 2 СТОРІНКИ ІСТОРІЇ

11 час. назад

Геннадий Москаль пишет рецензию на публикацию «САТАНА ЧИНИТЬ РОЗВОД УСІМ» частка 2 СТОРІНКИ ІСТОРІЇ

11 час. назад

Геннадий Москаль рекомендует материал У Чехії заборонили збирати кошти для бойовиків "ЛДНР"

11 час. назад

Геннадий Москаль комментирует материал Назад в Светлое будущее

11 час. назад

Геннадий Москаль рекомендует материал Управление падением

11 час. назад

Анатолий Самохвалов комментирует материал Управление падением

12 час. назад

Литвиненко Анатолий комментирует материал Должны строить… "Маємо будувати Україну…", вопрос: кто, какую и для кого?

12 час. назад

Литвиненко Анатолий комментирует материал Должны строить… "Маємо будувати Україну…", вопрос: кто, какую и для кого?

12 час. назад

Андрей Андре комментирует материал Должны строить… "Маємо будувати Україну…", вопрос: кто, какую и для кого?

13 час. назад

Белка Белкина публикует статью Управление падением

13 час. назад

Марина Шамсутдинова публикует статью Назад в Светлое будущее

13 час. назад

Марина Шамсутдинова публикует статью Подземная лодка