О проекте ХайВей

Публикуйте на ХайВей свои статьи, фото, видео.

Получайте рецензии и комментарии от сообщества ХайВей на свои публикации.

Зарабатывайте деньги на публикациях.

Общайтесь с интересными людьми.

 

Культура  18 апреля 2006 12:22:56

Стёб и тоска (Постсоветские рок-хиты 1990-х), часть 2

АУКЦЫОН — "Дорога" (1994-95)

Леонид Федоров на концерте.
Леонид Федоров на концерте.

"Я сам себе и небо и луна,

Голая, довольная луна,

Долгая дорога бескайфовая…".

Осенью 1996 года в Киеве одновременно "столкнулись лбами" британские "рок-динозавры" DEEP PURPLE и российская группа АУКЦЫОН. Мне казалось, что для АУКЦЫОНА назначить концерт в один день и время с выступлением "монстров" хард-рока, было, по меньшей мере, неразумно — вполне можно было оказаться перед полупустым залом. Каково же было мое изумление, когда я увидел, что зал на концерте россиян был забит до отказа, в воздухе висело ощущение праздника, а толпа хором распевала: "Я са-а-ам себе и небо, и луна…".

А ведь в начале 1990-х казалось, что лучшие времена АУКЦЫОНА прошли. Правда, стоит сказать, что слава у этой группы тогда была какая-то странная. Статьи и разговоры об АУКЦЫОНЕ почему-то все время вращались в основном вокруг безумных танцев "штатного клоуна" Гаркуши и пируэтов "балетомана" Веселкина. Если о том, как Веселкин повернулся голой задницей в зрительный зал на гастролях в Париже, писали все кому не лень, то о самих песнях упоминали как-то мимоходом. И уж совсем мало кто замечал притаившегося на краю сцены Леонида Федорова, который что-то протяжно и вкрадчиво картавил в микрофон. Гротескное (и действительно непревзойденное в своем роде) шоу группы надолго заслонило самое главное в ней — небывало профессиональную, не имеющую аналогов в советском роке музыку, необычный язык текстов и оригинальное мировосприятие.

Все стало на свои места, когда альбом "Птица" (в соответствии со своим названием) облетел всю страну, а на АУКЦЫОН стали приходить не только, чтобы смотреть, но и слушать. История альбома была долгой. Задуман он был в 1991-м, писался — в 1992-93-м, вышел — в 1994-м, а популярности достиг в 1995-96 гг.

"— Помнишь ли ты, как создавалась песня "Дорога"?

— "Дорогу" помню. Это было лето, мы были в Германии. …Мы жили в течение недели в Гамбурге, по квартирам нас расселили. Первый раз мы приехали по приглашению фирмы датских таксистов — альтернативная такая фирма, бывшие хиппи. Жили у разных людей. Я жил с Борюсиком (барабанщик) и Озерским Димой (наш клавишник и автор текстов) на квартире у двух леди таких, фрау… В основном бездельничали, потому что концертов было мало. Я просто как-то вышел, пошел что-то покупать или гулять. А это район такой кайфовый, спальный, там бары всякие. Я гулял, и что-то мне навеяло. Я пришел и говорю: "Димка, тут у меня одна мелодия…". И за два часа мы набросали скелет текста, а потом через два месяца, приехав домой, доделали. В принципе, очень быстро писалась песня… то был 92-й или 93-й год. Нет, вру, наверное… 92-й". (Из интервью с Л. Фёдоровым)

Л. Федоров и Д. Озерский — авторы песни "Дорога".
Л. Федоров и Д. Озерский — авторы песни "Дорога".
Дмитрий Озерский — еще одна незаслуженно незамечаемая личность группы АУКЦЫОН. Его поэтическая роль в группе более весома и менее известна, чем роль шоумена Гаркуши, любящего изводить публику перед началом концертов своими виршами. Озерский, в отличие от Гаркуши, поэт, так сказать, прикладной. Он не писал стихи заранее, чтобы потом Федоров подгонял их под свою музыку. Наоборот, сперва приходил композитор с народившейся мелодией, а потом поэт совместно с ним начинал подыскивать нужные слова и ставить их на нужные места. То есть работа шла "по живому". Недаром тексты АУКЦЫОНА, которые столь гармонично воспринимаются на слух, теряют всю свою цельность и распадаются на отдельные бессвязные фразы, если читать их с листа. Тексты АУКЦЫОНА в большинстве своем не имеют сюжетной канвы или четкого смысла, они создают ощущение, настроение, когда запредельно-романтическое, когда иронично-издевательское, когда нервно-ущербное, а иногда и все это вместе.

"Слова создаются, чтобы подчеркнуть голосовую партию и не испортить ритмическо-мелодическую линию. Слова не должны мешать петь. Зачастую в наших текстах нет никакого смысла. Когда мы сочиняем песни, у нас нет темы: есть мелодия, к которой нужно подобрать слова, вот и все. Смысл — это вторично, на самом деле". (Л. Фёдоров)

Стоит ли повторяться, что альбом "Птица" получился чрезвычайно лиричным и совершенно аполитичным? К сожалению, он оказался и последним ярким альбомом группы АУКЦЫОН, которая в настоящее время находится в каком-то "спящем" состоянии, а ее участники заняты совершенно разными проектами… Что касается дальнейшей судьбы песни "Дорога", то она была увековечена в 2000 году в "народном" боевике "Брат-2".

"— На концертах проекта "Федоров-Волков-Курашов" вы исполняете прежние "аукцыоновские" песни?

— Да, исполняем. Мы постоянно поем "Дорогу" — у нас несколько текстов на нее: "Я сам себе универсам, я сам себе сосиски-колбаса", "Я сам себе лопатой по спина, я сам себе дубиной по башка". (Интервью с Л. Федоровым и ВОЛКОВТРИО)

 

МУМИЙ ТРОЛЛЬ — "Утекай" (1996-97)

Илья Лагутенко — новая рок-звезда 1990-х.
Илья Лагутенко — новая рок-звезда 1990-х.

"Утекай, в подворотне нас ждет маньяк,

Хочет нас посадить на крючок,

Красавицы уже лишились своих чар,

Машины в парк, и все гангстеры спят,

Остались только мы на paстерзани-ее —

Парочка простых и молодых ребят…".

После весьма неожиданного успеха АГАТЫ КРИСТИ молодому и жутко "прыщавому" российскому шоу-бизнесу было над чем призадуматься. Новому постсоветскому поколению срочно были нужны свои рок-кумиры. Ведь, как ни крути, а рок-музыка даже по чисто формальным признакам очень созвучна настроению молодежи с ее бунтарством, с ее желанием шокировать, с ее потребностью в культовых лидерах. Так или иначе, но многим надоели кабацкие три аккорда с рифмой "вновь-кровь-любовь". В общем, "девочка созрела", а в герои ей настойчиво предлагали то Титомира, то Агутина, то Меладзе, то РУКИ ВВЕРХ. Те еще герои… Вот и продолжали многие молодые слушать тех же КИНО, АКВАРИУМ, ДДТ, АЛИСУ, НАУТИЛУС, хотя усталые 40-летние дядьки теперь больше напоминали умудренных учителей жизни, чем собеседников "на равных". Нужен был новый герой, новый "рок-ренессанс"…

Волей судьбы "первопроходцем", пробившим стену отчуждения, стал Илья Лагутенко со своей группой МУМИЙ ТРОЛЛЬ. Группа, правда, была не слишком новой, появилась она еще в 1983 г. Но, во-первых, появилась она далековато — во Владивостоке, а, во-вторых, к 1990-м годам практически прекратила свое существование: Илья укатил сначала в Китай, а затем в Лондон.

Однако один из бывших участников ТРОЛЛЕЙ — Леонид Бурлаков — не терял надежды на возрождение. В 1996 году он распродал почти все свое имущество и убедил Лагутенко записать на эти деньги новый альбом. И вот летом-осенью в том же Лондоне два "тролля" с сессионными английскими музыкантами производят на свет альбом "Морская", после чего пытаются протолкнуть его на исторической родине. Сначала и фирмы записи, и радио с ТВ воротили нос от странной группы с невразумительными текстами. Но вскоре ситуация кардинально изменилась…

Илья Лагутенко на самом деле был не намного лучше или хуже прочих рок-исполнителей, влачивших жалкое существование в стране "дикого шоу-бизнеса". В конце 1980-х МУМИЙ ТРОЛЛЬ со своими косноязычными текстами и эротическим кривляньем и мяуканьем вряд ли мог рассчитывать на признание. Ко второй половине 1990-х ситуация изменилась. Новое поколение жаждало чего-то необычного, чрезвычайно стильного, энергичного, но при этом не напрягающего проповедью каких-либо идей. Так возникло то, что сам Лагутенко окрестил как "рокапопс" — эдакая рок-музыка эпохи "маньеризма", поверхностная, во многом вторичная (но с парой оригинальных "фишек") и в меру доступная. Кстати, на фоне последующей рокапопс-волны (ТАНЦЫ МИНУС, БИ-2, ЧИЧЕРИНА, СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ и т. п.) МУМИЙ ТРОЛЛЬ выглядит не в пример оригинальнее, хотя бы в плане текстовки и манеры исполнения.

Когда-то давно метр рок-журналистики Артемий Троицкий в своей энциклопедии посвятил МУМИЙ ТРОЛЛЮ всего пару строк, в которых сказал, что группа рассчитана на подростков, а Лагутенко обладает "обаянием пластмассового мальчика". Потом это вспоминали с легким укором Троицкому, мол, не разглядел гениев! А ведь Артемий в главном-то оказался прав…

Кадры из клипа "Утекай".
Кадры из клипа "Утекай".
Первым хитом МУМИЙ ТРОЛЛЯ стала песня с украинско-дворовым словечком "Утекай", непонятным маньяком и "парочкой простых и молодых ребят". Сам Лагутенко предлагал начать раскрутку с других песен — "Девочка" и "Скорость", но выпускающая фирма не согласилась.

"Песня "Утекай", наверное, одна из тех песен, когда ты ее пишешь, ты сразу в нее веришь. И вот я когда и сочинял эти "ла-ла-ла"; "утекай", я понимал, конечно, что все это просто, но мне казалось, что это из разряда того просто, которое если не гениально, то почти. Хотя признаюсь честно, никому из приятелей моих, с кем мы записывали пластинку, тогда не казалось это таким образом, до того момента, пока мы не закончили сведение именно студийное. Песня на таком нашем исконно русском choice построена и, во-первых, у нас были глубоки сомнения, что английский гитарист сыграет этот "чос", поэтому приходилось объяснять. Ему хотелось как-то красивее сделать, но смог, смог, в конце концов. И ввести туда саксофон, тоже была моя такая бешеная идея. Ну и оно все получилось. В конце концов, вот эти клавишные партии, которые я сыграл одним пальцем в студии, ни один из клавишников не может повторить, потому что они думают, нужно еще что-то вставить, а зачем: вот оно — "па-па-па" — вот и все". (И. Лагутенко).

Веселая и незатейливая мелодия вряд ли вызвала бы такой бум, если бы у нее не было яркого, смазливого и пластичного исполнителя. Лагутенко был, повторюсь, очень стильный, начиная с внешности и одежды и заканчивая ни к чему не обязующими текстами (тем не менее, создающими ощущение некой заумности и оригинальности). Они хоть и состояли из знакомых слов, но производили впечатление того же невнятного лепета, что и "Хару Мамбуру", в них нарушались все законы склонения и ударения. Это был сплошной набор ассоциаций, усиленный вкрадчивым голоском искушенного соблазнителя. Хотя манера пения и принцип построения текста чем-то напоминали группу АУКЦЫОН (привет также группам БИ-2, 7-Б и САНСАРА!), за ними не чувствовалось глубины. Это была некая сумбурная рябь на поверхности мозга. Тексты, голос и имидж Ильи (помноженные в сотни раз на активную медиа-раскрутку) — вот, собственно, и весь секрет успеха МУМИЙ ТРОЛЛЯ.

Однако вернемся к "Утекай". Для полной раскрутки песни необходим был также стильный запоминающийся клип. Его взялся снимать Михаил Хлебородов, и, по задумке, "маньяк"-Илья должен был перед камерой… остричь девушку-"жертву" налысо.

Вампир Лагутенко продолжает орудовать ножницами в к/ф "Ночной дозор".
Вампир Лагутенко продолжает орудовать ножницами в к/ф "Ночной дозор".

"…Лысую девушку я с тех пор много раз встречал, каждый раз ее не узнаю, потому что с тех пор больше лысая она не появляется. Это была идея Хлебородова про ножницы и бритву, что я должен ее вживую, прямо в клипе, скажем так, в реальном времени стричь. …Дело в том, что ножницами я умел пользоваться и в армии подстригал многих своих товарищей, делал им модные прически. Поэтому как ножницы держать я знал, машинка была ужасная, как сейчас помню, девушка кричала и визжала, ей бедняжке там досталось, конечно". (И. Лагутенко).

В дальнейшем эта же девушка (теперь уже лысая) появится в следующем клипе — "Кот Кота". А Илья в очередной раз подтвердит свой образ парикмахера-убийцы в к/ф "Ночной Дозор", где будет орудовать ножницами в теле актера Хабенского. Песня "Утекай" будет увековечена в названии звукозаписывающей фирмы "Утекай Звукозапись", на нее снимут еще один клип в анимационном стиле "манга", а Лагутенко начнет шутить по поводу "официальных похорон" своего первого хита.

"Приморский леспромхоз вышел на нас с предложением… У них есть остатки качественного красного дуба, маньчжурского. И они готовы выделить нам некоторое количество для гробов. Дровосеки уже рубят красные доски…". (И. Лагутенко).

Так или иначе, МУМИЙ ТРОЛЛЬ не только сам вышел в "звездные" сферы российского шоу-бизнеса, но и вывел на орбиту еще сонм групп, тем самым реабилитировав право рок-музыки на востребованность и безбедное существование. А в том, что в этом сонме так мало интересного, лично Лагутенко уж никак не виноват…

 

СПЛИН — "Орбит без Сахара" (1997-98)

Кадр из клипа "Орбит без Сахара".
Кадр из клипа "Орбит без Сахара".

"Автоответчик пишет послание,

CD поставлен на паузу,

Родригес будет жить еще долго,

А Duke Nuked должен умереть…

Она жует свой "Орбит без сахара"

И вспоминает тех, о ком плакала".

Если МУМИЙ ТРОЛЛЬ был своеобразным зачинателем новой российской традиции в рок-музыке, то СПЛИН всегда позиционировали себя наследниками старой отечественной рок-школы. При этом искусно написанные тексты песен с изрядной долей показного нонконформизма удивительно уживались с вполне добропорядочным имиджем. Если Лагутенко внешне походил на эдакого изысканного мальчика, завсегдатая ночных клубов, то лидер СПЛИНА Александр Васильев больше напоминал начитанного студента из престижного ВУЗа.

"Взлет" группы также шел по традиционному пути, когда локально известный СПЛИН взял под свое крыло Александр Пономарев, известный своей работой с БРАВО и НАУТИЛУСОМ. И в 1997 году в радиоэфире началась мощная раскрутка броской запоминающейся песни про пресловутый "Орбит без Сахара". По признанию Васильева, на эту песню его вдохновила собственная жена. Во время очередной семейной ссоры в стиле "Расстаемся навечно" Александр саркастично кинул своей жующей жвачку половине: "Ну и жуй-жуй свой "Орбит" без сахара!". С женой вскоре все уладилось, а песня осталась.

В принципе, время написания "Орбита…" можно установить, и не спрашивая музыкантов, — настолько она насыщена приметами 1997 года. Здесь тебе и таблетки с "марками" (возможно, кивок в сторону "экстази" и ЛСД), и герой популярной компьютерной "стрелялки" Дюк Нюкед, и культовый режиссер Родригес, и распространившиеся к тому времени проигрыватели компакт-дисков.

На "Орбит...", как и положено, сняли клип.

"Мы натырили на "Мосфильме" пять длинных черных пальто, и снимали все это на крыше под снегопадом… Может быть, в клипе нет какой-то особенной сверхидеи, зато мы предстали в образе, который на сегодняшний день мне более интересен. Такая яркая молодежная группа. Достаточно пофигистичная, но при этом музыканты выросли в интеллигентных семьях. Однако именно от буржуазности своих семей они уходят". (А.Васильев)

В этой же песне впервые проявила себя и воля продюсера: из текста пришлось убрать все скабрезности, в частности, вместо "и вспоминает тех, кого трахала" появилось благопристойное "тех, о ком плакала". К слову: в предыдущем ("допродюсерском") альбоме "Фонарь под глазом" в песне "Невский Проспект" это словечко звучит вполне внятно. До пропаганды матерных частушек группы ЛЕНИНГРАД СМИ к тому времени еще "не доросли". Сам Васильев, конечно, заявлял: "Никто в наших песнях строчек не менял. Никогда. Если бы я захотел написать "трахала", я бы написал, не сомневайтесь!". Тогда почему же в песне концовка меняется на "вспоминает тех, кого…" и обрывается? Что "кого"? Да и довольно неприглядный образ героини песни (такой себе туповатой "девушки-растения") музыканты в своих интервью отстаивали, заявляя, что они любят и уважают таких девушек. Любят "за что"? За рифму к слову "сахара"?

Еще более забавная история произошла с самими производителями "Орбита".

"Наш директор с ними общался. Они эту песню послушали и пришли к выводу, что она разрушает тот образ жевательной резинки, который они создают. И поэтому им песня не понравилась". (А. Васильев)

"…мы попытались через агентство BBDO наладить отношения с компанией Wrigley, производящей Orbit. Но переговоры затянулись на несколько месяцев. В итоге мы сняли ролик на свои деньги и сделали его по возможности антирекламным". (А. Пономарев)

"— А поете ли вы еще  "Орбит"?

— Да.

— На концертах? Или язык не поворачивается?

— Да, это наш "Satisfaction". И мы будем петь эту песню до тех пор, пока не умрем". (Из интервью с А. Васильевым)

 

ЗЕМФИРА — "Хочешь" (2000 г.)

Земфира в видеоклипе "Хочешь?".
Земфира в видеоклипе "Хочешь?".

"Хочешь сладких апельсинов,

Хочешь вслух рассказов длинных…

…Хочешь, я убью соседей,

Что мешают спать".

Что ни говорите, ни братья Самойловы, ни Лагутенко, ни Васильев на роль "голоса поколения", по большому счету, не тянули. Поэтому-то, когда пред ясны очи массового зрителя из башкирской Уфы явилась девушка с экзотическим именем Земфира Рамазанова, это было настоящим событием. В этом, кстати, немалая заслуга МУМИЙ ТРОЛЛЕЙ. Ведь началось все с того, что Леониду Бурлакову передали на фестивале "Максидром" кассету с записью уфимской певицы. Прослушав, он обалдел и тотчас убедил Илью Лагутенко заняться этим "самородком". Так Илья стал продюсером первого альбома, названного просто — "Земфира".

Первое, чем поражала Земфира, — это тем, что пред нами явилась уже сложившаяся "рок-звезда", со своей "харизмой", своим видением мира. Она прекрасно и чисто пела, а ее тексты (несмотря на некоторую неровность) оказались хоть и так же ассоциативны, как у МУМИЙ ТРОЛЛЯ, но гораздо образнее и содержательнее. В какой-то степени Земфира заняла нишу, опустевшую после смерти Цоя, — нишу неприкаянного рефлексирующего молодежного героя, странника по городским улицам и подъездам многоэтажек.

И полетели ножи… ой, извините… хиты по просторам СНГ. И хотя для раскрутки была выбрана песня "Ариведерчи", успех снискала почти каждая песня альбома.

Однако "знаковой" для масс стала песня из следующего альбома Земфиры, которая называлась "Хочешь?". Надолго в подсознании слушателей слово "хочешь" стало ассоциироваться либо с апельсинами, либо с убитыми соседями.

"Однажды на концерте в Барнауле во время песни "Хочешь?" какой-то молодой человек вышел на сцену с корзиной апельсинов и огромным букетом красных роз, который даже не помещался у него в руках. Он поставил корзину, положил цветы к моим ногам и просто удалился. У меня был шок!". (Земфира).

А на церемонии вручения российской премии "Триумф" к певице подошел пожилой мужчина и начал допытываться: "У меня бабушки во дворе слушают вашу песню… Вы же не хотите советовать, чтобы мы и вправду убивали своих соседей?". "Нет, — засмеялась Земфира, — я к бабушкам хорошо отношусь, куда лучше, чем к дедушкам".

И уже полным триумфом песни стало ее исполнение… Людмилой Гурченко на новогодних "Старых песнях о главном — постскриптум"! Эту песню Гурченко посвятила своему недавно умершему от наркомании внуку…

" Земфира, по моему глубокому убеждению, совершенно гениальная девочка. Ей это дано от Бога. Когда мне однажды предложили исполнить ее песню "Хочешь, я убью соседей?", я испытала редкое наслаждение от прикосновения к настоящему, неподдельному таланту". (Л. Гурченко).

К сожалению, быстрый старт в сферы шоу-индустрии обессилил Земфиру. Третий альбом превратился вообще в одну длинную и нудную песню. Четвертый ситуацию поправил, но не переломил. Впрочем, это уже новое десятилетие, новый век, новые хиты...

Публикацию прочитали

Количество просмотров: 9017
delete
Сергей Курий
Сергей Курий, Киев, свободный журналист "ХайВей" 
Для того, чтобы оценить статью, Вас необходимо войти в систему
Право оценивать рецензии на ХайВей можно получить от редакции сайта по рекомендации одного из журналистов ХайВей
Рекомендаций: +0
Всего комментариев: 5, Всего рецензий: 0
Укажите свой e-mail адрес, если Вы хотите получать комментарии к этому материалу
Подписаться

Для того, чтобы опубликовать сообщение в этой теме, Вам нужно ввойти в систему.

Рецензии

Комментарии

віктор
круто, на одному диханні читається...
12:41 18/04/06
Юлия Елисеева Севастополь
прочла с интересом, спасибо.
13:06 18/04/06

хороший обзор!

18:42 18/04/06
Анила Кучтам

спасибо за такую отличную статью!!! очень интересно и познавательно:)

16:39 19/04/06
Превосходно, как и первая частвпрочемь
20:52 18/04/06

Live

1 час. назад

Алекс Скиталец комментирует материал ЛИСТИК

2 час. назад

Ишак Мельник комментирует материал Садюга

2 час. назад

Ишак Мельник комментирует материал Садюга

2 час. назад

Ишак Мельник рекомендует материал Садюга

2 час. назад

Ишак Мельник рекомендует материал Град Поля не Екатерины весь

2 час. назад

Ишак Мельник рекомендует материал Перундень

2 час. назад

Ишак Мельник комментирует материал Страх перед місяцем... - там були подарунки від богів

2 час. назад

Ишак Мельник рекомендует материал Страх перед місяцем... - там були подарунки від богів

2 час. назад

Ишак Мельник комментирует материал Первый снег рукой скупой нам брошен

2 час. назад

Ишак Мельник рекомендует материал Первый снег рукой скупой нам брошен

2 час. назад

Ишак Мельник рекомендует материал Две вершины

2 час. назад

Ишак Мельник рекомендует материал Она была весны красивей

2 час. назад

Ишак Мельник рекомендует материал Ах, сколько дураков на свете этом

2 час. назад

Ишак Мельник рекомендует материал Правильність висновків...

2 час. назад

Ишак Мельник рекомендует материал Англійська народна пісенька про Павучка Ітсі-Бітсі. ПЕРЕКЛАД З ВАРІАЦІЯМИ НА ТЕМУ

2 час. назад

Ишак Мельник рекомендует материал ЛИСТИК

4 час. назад

Алекс Скиталец комментирует материал ЛИСТИК

11 час. назад

Вікторія Івченко публикует статью Англійська народна пісенька про Павучка Ітсі-Бітсі. ПЕРЕКЛАД З ВАРІАЦІЯМИ НА ТЕМУ

12 час. назад

Евгений Вермут комментирует материал ЛИСТИК

12 час. назад

Белка Белкина комментирует материал ЛИСТИК

13 час. назад

Евгений Вермут комментирует материал ЛИСТИК

13 час. назад

Евгений Вермут комментирует материал ЛИСТИК